Православный форум ИПЦ Калужской епархии
13 11 2019, 10:53:59 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Учение о. Иоанна Кронштадского о Причащении  (Прочитано 26334 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
иерей А_Дерягин
Гость
« : 08 09 2009, 14:25:13 »

http://prichastie777.narod.ru/business8.2.html

"Обыкновенно лица, кои сами редко причащаются и советуют другим причащаться реже, ссылаются на слова Апостола Павла, который говорит, что причащающийся, не рассуждая, Тела и Крови Христовых, суд себе яст и пиет.
Такие лица, выхватив означенные слова из поучений св. Апостола Павла, замалчивают те обстоятельства, по поводу которых Апостол говорит это. Чтобы всем было ясно, привожу целиком ст. 20—34, гл. XI Первого Послания к Коринфянам:
20. Вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню.
21. Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию, и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю.
23. Ибо я от самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб.
24. И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет.
27. Посему, кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней.
28. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает.
31. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром,
33. Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение.
Во времена Апостола не было так, как теперь, т. е. что священник в церкви с ложечки подает причащающемуся Тело и Кровь Христовы, пресуществленные на литургии из хлеба и вина Духом Святым. Христиане, современники Апостола, собирались на «вечери любви», принося с собою хлеб и вино и нередко те, которые приносили много, не уделяли бедным и, не ожидая других, напивались пьяными. Конечно, тот, кто так ел и пил — суд себе ел и пил.
Апостол нигде не говорит о том, что каждый приходящий причаститься может причаститься только тогда, когда он чувствует себя уже совершенно святым.
Да оно и понятно, если ждать святости для того, чтобы приступить к Таинству, то может случиться, что такого момента человек никогда и не дождется. К Таинству приступают именно для получения этой святости.
Святые Дары заключают сами в себе великую силу, ибо суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, поэтому Они сами, без всякого участия причащающегося, его исправляют, исцеляют, освящают, будет ли он уверен в таком действии Св. Тайн или нет.
И действительно: часто умирающие, ничего уже не соображающие, приняв Тело и Кровь Христовы, выздоравливали.
Для огрубевших людей, не хотящих в отношении причащения понимать его значения, приведу грубое сравнение:
Если человек выпьет много спиртного напитка, то он опьянеет потому, что спирт имеет силу опьянять, совершенно независимо от того, верит ли пьющий в то, что опьянеет, или об этом не думает."

Интересная точка зрения...

В этой связи у меня вопрос к сведущим: а есть ли какие-то статьи или исследования об особенностях догматических воззрений, об особенностях семейной жизни св.Иоанна? Уж слишком острые углы присутствуют в жизни этого святого, трудно на них просто закрыть глаза: понять хочется.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #1 : 09 09 2009, 13:39:40 »

О. Андрей, в тексте по ссылке маленькие цитатки из св. Иоанна Кронштадтского перемежаются чьими-то рассуждениями. То что ты приводишь это одно из них. А кто автор, там не указывается.
У меня есть смутное подозрение, что я что-то такое читал, надо поискать - это, кажется, книжка какого-то московкого священника советских времен.

Каких-то нормальных статей и исследований по догматическим воззрениям св. Иоанна я лично не встречал. Сомневаюсь, что они есть вообще. Попробую спросить у более сведующих людей.

Наследие его знаю плохо. Читал только "Моя жизнь во Христе" и Дневники 1900-х годов.
Но ничего сомнительного я лично там не увидел.
Говорить о его догматических особенностях можно, только если за норму считать особенности догматики синодального времени.
Св. Иоанн, скорее, возрождал многие святоотеческие темы (я уж не говорю про саму его жизнь). Возможно, он не всегда точно и четко выражался. Но это опять-таки проблемы богословской культуры эпохи.
Еще возможно, часто он слишком категорично и резко высказывася, как раз реагируя на нормы времени.

Относительно его супружеской жизни, мне кажется, можно сказать то же самое - особенной она представляется только на фоне представлений нашего времени.
Когда-то для христиан это было почти в порядке вещей.
Да и к тому же, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Просто среди древних христиан "Юпитеров" было много, а сейчас - одни "быки"  улыбка 
   
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #2 : 09 09 2009, 16:33:02 »

У меня есть смутное подозрение, что я что-то такое читал, надо поискать - это, кажется, книжка какого-то московкого священника советских времен.
   

Подозрение не оправдалось. А книжка эта оказалась очень даже, по-моему, хорошей, хотя и с пафосным несколько подзаголовком: Горение ко Христу. Духовный преемник праведного Иоанна Кронштадтского, новгородский протоиерей Александр Ильин (1895-1971).

Особенно понравился помещенный в ней Доклад еп. Старорусскому Сергию (Голубцову), посвященный вопросу о периодичности Причащения.
И еще "Мысли о Причащении..."
   
Записан
Comrad
Гость
« Ответ #3 : 10 09 2009, 11:04:46 »

Неплохо учение прав. Иоанна Кронштадского изложено в книгах Мит. Вениамина Федченкова. Жизнь и учение праведного Иоанна Кронштадского. Записки о Литургии.
Записан
иерей А_Дерягин
Гость
« Ответ #4 : 10 09 2009, 18:52:51 »

Пасиб
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #5 : 10 09 2009, 20:29:07 »

Вот посмотри, отче, до чего твой вопрос довел:
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=535.0
« Последнее редактирование: 10 09 2009, 20:30:56 от АЗ » Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #6 : 14 04 2010, 12:08:42 »

А всё-таки: как-нибудь решается у отцов вопрос с частотой принятия Св.Таин Христовых?

Вот где-то у прав.Иоанна Кронштадтского было написано, что его духовные дети (которые, по-моему, за ним ездили) каждый день причащались.

У преп. Симеона Нового Богослова с этим гораздо строже: как я понял, он советует подождать до тех пор, покуда Господь не исцелит от страстей (явных), призывал считать принятие св.Таин обожением. Кто-то считает св.Причастие лекарством, которое надо принимать почти что в любом случае (особенно в наше время).

Записан
Семён Подсекальников
Муж совершенный
****

Мытарства: -4
Офлайн Офлайн

Сообщений: 412


« Ответ #7 : 14 04 2010, 12:19:33 »

Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин. Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский

Записан
Игнатий
Старец
*****

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1440



« Ответ #8 : 14 04 2010, 13:04:37 »

Угу... Нам только непрестенного Причащения не достает для полной святости...
Записан
иерей А_Дерягин
Гость
« Ответ #9 : 14 04 2010, 13:08:18 »

Семён, что-то у меня сомнения в целесообразности использования этой афонской агитки в нынешний день.

Нужно учитывать, при каком внешнем духовном фоне она была написана. Когда монахи перестают причащаться, а залог спасения видят в каждодневном или даже сиюминутном исповедовании помыслов - да, необходимо напоминание о Таинствах. Но сегодня в России, при том, что прихожане в общей массе стараются исповедоваться и причащаться не реже, чем каждым многодневным постом, да не по разу - моё частное мнение, не полезны такие брошюрки: они противоположный крен в головах создают.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #10 : 14 04 2010, 13:16:12 »

Отцы, вполне допускаю, что, может быть, с этой книгой и перебор, ну а как вы решаете этот вопрос у себя на местах и чем руководствуетесь?  улыбка
Записан
Семён Подсекальников
Муж совершенный
****

Мытарства: -4
Офлайн Офлайн

Сообщений: 412


« Ответ #11 : 14 04 2010, 14:10:59 »

Нужно учитывать, при каком внешнем духовном фоне она была написана. Когда монахи перестают причащаться, а залог спасения видят в каждодневном или даже сиюминутном исповедовании помыслов - да, необходимо напоминание о Таинствах.
Я недопонял. Про монахов - это про теперешних, или тогдашних? То есть про духовный фон хотелось бы уточниться.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #12 : 14 04 2010, 14:37:30 »

Что-то у меня сомнения в целесообразности использования этой афонской агитки в нынешний день.


Однако вот стал перечитывать, это, видимо, не только для монахов, но и для мирян тоже:

"Итак, братья мои, раз уж необходимо для не имеющих препятствий (это я выделил)христиан частое Причащение, как было доказано на основании свидетельств, которые мы привели до сих пор, то и для нас является большой необходимостью причащаться часто, чтобы иметь нам жизнь в себе, которая есть Иисус Христос, и дабы нам не умереть душевной смертью. Ведь те, которые не питаются часто от этой духовной пищи, конечно, умирают, хотя и кажется, что живут телесно. Однако душевно они мертвы, ибо удалились от духовной и истинной жизни, которую доставляет Святое Причастие".

"Для не имеющих препятствий" - в наше время понятие растяжимое  улыбка, кого же сюда можно отнести?
« Последнее редактирование: 14 04 2010, 14:42:34 от АМС » Записан
иерей А_Дерягин
Гость
« Ответ #13 : 14 04 2010, 14:59:11 »

Про монахов - это про теперешних, или тогдашних?
Тогдашних. Для которых и написан был Вами выложенный здесь текст.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #14 : 14 04 2010, 15:00:15 »

этой афонской агитки

Это святые составители Добротолюбия написали. Там святоотеческое учение изложено вполне адекватно, по-моему. А что, как и когда применять - вопрос, конечно, но это другой несколько вопрос.

Записан
Страниц: [1] 2 3 4   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!