Православный форум ИПЦ Калужской епархии
13 12 2019, 04:15:08 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 7   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Добровольность неукоризненных страстей во Христе  (Прочитано 48871 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #15 : 28 06 2009, 17:23:50 »

Действия Христа по-человечеству, включая неукоризненные страсти, нераздельно соединены с Его божественными хотениями.

Преп. Иоанн Дамаскин: "Слово совершает то, что свойственно Слову из-за господства и власти божества, все, что ни есть начальственного и царственного, а тело исполняет все, что ни есть телесного, сообразно с волей соеджинившегося с ним Слова, чьим собственным оно и стало. Ибо не от себе оно устремлялось к природным страстям и даже претерпевало удаление и уклонение от печального или же внешние воздействия, но оно двигалось согласно с условиями своей природы, когда Слово желало и, в целях Домостроительства, позволяло ему страдать и совершать свойственное ей...
Н как, зачавшись от Девы, Он пресущественно осуществился, так и свойственное людям Он совершал сверхчеловеческим образом... Ибо человеческое Он совершал не по человечески (ведь Он был не человек только, но и Бог, почему и страсти Его были животворны и спасительны)..." (ТИПВ 3, 15).
« Последнее редактирование: 28 06 2009, 17:27:19 от АЗ » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #16 : 28 06 2009, 17:35:46 »

Своей обоженной человеческой волей Христос был свободен по отношению к движениям плоти и властвовал над ними.

"Разумеется, наши природные страсти были во Христе и сообразно с природой, и сверхъестественно. Сообразно с природой они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти претерпевать то, что ей свойственно; а сверхъестественно потому, что в Господе то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все – добровольное. Ибо Он волею алкал, волею жаждал, волею боялся, волею умер» (ТИПВ 3, 20).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #17 : 28 06 2009, 17:38:57 »

Душа Христа была обогащена божественным ведением.

Преп. Иоанн Дамаскин: "...душа Господня из-за соединения и ипостасного тождества с Самим Богом Словом преобогатилась... вместе с остальными божественными знамениями и ведением будущего" (ТИПВ 3, 21).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #18 : 28 06 2009, 17:43:43 »

Христос не был рабом ни в каком из смыслов, а если и именуется так, то лишь в соответствии с личным усвоением наших имен.

Преп. Иоанн Дамаскин: "Итак, Он называется рабом по одному только наименованию, Сам не будучи им... А те, кто говорит, что Он - раб, разделяют единого Христа на два подобно Несторию" (ТИПВ 3, 21).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #19 : 28 06 2009, 18:19:39 »

Во Христе не было и не могло быть духовного, нравственного, познавательного и т.п. совершенствования (преуспеяния), но только естественное телесное возрастание в соответствие с домостроительно воспринятым им тлением естества.
 
«Те же, которые говорят, что Христос преуспевал в премудрости и благодати - как бы получая приращение их, полагают, что соединение произошло не с самого начала бытия плоти, и не принимают соединения ипостасного, но, следуя легкомысленному Несторию, выдумывают соединение внешнее, кажущееся и простое вселение, не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1Тим.1,7). Ибо, если плоть Иисуса Христа с начала бытия своего истинно соединилась с Богом Словом, или, лучше сказать, в Нем получила бытие и возымела с Ним ипостасное тождество, - то как же она могла не обогатиться в совершенстве всякою премудростию и благодатью? Не так, что она только участвовала в благодати, и не так, что лишь по благодати получила участие в том, что принадлежит Слову, но лучше сказать - по причине ипостасного соединения, так как и человеческое, и Божеское сделалось принадлежностью единого Христа, ибо Один и Тот же был вместе Бог и человек, - она источает миру благодать и премудрость, и полноту всяких благ» (ТИПВ 3, 22)

Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #20 : 28 06 2009, 18:21:34 »

Человеческое совершалось во Христе хотя и по закону природы, но не вынужденно, как в нас, а добровольно.

«Посему и Бог Слово, соделавшись человеком, имел таковое же стремление, обнаруживая влечение к тому, что поддерживает естество - желал Себе пищи, пития и сна, и естественно все это употреблял. От того же, что гибельно для жизни, Он отвращался, как, например, во время страдания Он добровольно почувствовал содрогание пред смертью. Ибо, хотя происходившее совершалось и по закону природы, однако же не по необходимости, как бывает с нами, так как то, что было естественно, Он принимал на Себя добровольно - по Своему хотению» (ТИПВ 3, 23).

Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #21 : 28 06 2009, 18:24:20 »

Христос Сам для Себя не нуждался в молитве, но совершал молитвы педагогически и с для того, чтобы проложить путь нашим молитвам.

«Молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично. Как же Господь молился о Лазаре и во время страдания? Ведь святой ум Его, однажды соединившись ипостасно с Богом Словом, не имел нужды ни в восхождении к Богу, ни в испрашивании чего-либо у Бога; - ибо Христос един. Но Он молился потому, что усвоил Себе наше лицо, изображал в Самом Себе свойственное нам, сделался для нас образцом, учил нас просить у Бога и к Нему устремляться и святым умом Своим пролагал нам путь восхождения к Богу. Как Он претерпел страсти, руководя нас к победе над ними, так и молился, - как я сказал, - чтобы проложить нам путь восхождения к Богу и исполнить за нас всякую правду, как сказал Он Иоанну (Мф.3,15), примирить с нами Отца Своего, почтить Отца - как начало и причину, и показать, что Он не противник Богу» (ТИПВ 3, 24).



Ни в одно мгновение и ни на йоту во Христе Божество не отделялось от Его человечества – ни в Гефсиманской молитве, ни на Кресте, ни в гробе.

«Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую мя еси оставил (Мф.27,46), - Христос изрек как усвоивший Себе наше лице. Ибо Отец не мог бы быть назван Его Богом, если бы Христос не поставлял Себя наряду с нами, причем в отвлеченных представлениях ума видимое отделяется от того, что созерцается умом; равно Христос никогда не был и оставлен собственным Божеством, но мы были покинуты и пренебрегнуты. Посему Он молился таким образом, как усвоивший Себе наше лице» (ТИПВ 3, 24).
«Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо греха не сотвори (1Пет.2,22) вземляй грех мира (Ин.1,29), ниже обретеся лесть во устех Его (Ис.53,9), - не подлежал смерти, ибо смерть вошла в мир чрез грех (Рим.5,12). Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу.
Итак, хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими, - я разумею как душу, так и тело. И таким образом одна ипостась не разделилась на две ипостаси, ибо и тело, и душа с самого начала (смерти) равно имели бытие в ипостаси Слова. Хотя во время смерти душа и тело разлучились друг от друга, однако же каждое из них сохранилось, имея единую ипостась Слова. Поэтому единая ипостась Слова была ипостасью как Слова, так равно ипостасью и души, и тела. Ибо никогда ни душа, ни тело не получали ипостаси собственной, помимо ипостаси Слова. Ипостась же Слова всегда едина, и никогда не было двух ипостасей Слова. Следовательно, ипостась Христа всегда едина. И хотя душа разлучилась с телом по месту, однако же была соединена (с ним) ипостасно чрез Слово» (ТИПВ 3, 27).
 


Все, что не природно (проклятие, богооставленность), Христос воспринимал не действительным, а относительным образом в соответствии с так называемым личным усвоением.

«Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, - усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва (Гал.3,13)» (ТИПВ 3, 25). 
« Последнее редактирование: 29 06 2009, 17:07:00 от АЗ » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #22 : 28 06 2009, 18:47:53 »

Дорогой Владимирович!
Надеюсь, Вас не нужно убеждать в том, что ТИПВ преп. Иоанна Дамаскина - это систематическое изложение догматики св. Отцов Церкви, т.е. православное вероучение в чистом виде. В течение свыше 1000 лет эта книга воспринималась в Православной Церкви как нормативное изложение нашей веры. И никто и никогда в нашей Церкви (из вменяемых по крайней мере ее членов) в авторитетности ТИПВ не сомневался (были и есть случаи, когд этот авторитет признается только формально, без фактического знания того, о чем говорит Дамаскин, но это вопрос другой).   

Поэтому если и после проведенного мной ликбеза Вы по-прежнему останетесь при своем "рабском христе" и прочих несторианских глупостях и хулениях Христа, то прошу Вас больше меня по вопросам вероучения не беспокоить.
Вы уже сделали однажды "оговорку по Фрейду", открыв на этом форуме тему "Несторий и Феодор Мопсуестийский - еретики ли?", вот и "богословствуйте" в этой теме или открывайте другие, конечно, аще о. Глобальный модератор не будет против.
Здесь, повторяю, обсуждается православное вероучение, у которого есть достаточно внятные критерии, коими и следует руководствоваться.
Можно многого по неведению не знать и не понимать (все мы знаем и понимаем отчасти). Это плохо. Но не смертельно. Однако когда мне показывают, как учит Церковь, а я буду по-прежнему "богословствовать" от ветра головы своей, это уже в духовном отношении смертельно (конечно, если не связано с психической невменяемостью). Это уже самая настоящая ересь - упорство ума и воли перед явленной истиной Церкви.

Очень хочу надеяться, что Вы прислушаетесь к моим словам.
Будьте здоровы.   
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #23 : 29 06 2009, 17:16:47 »

ТИПВ: «Ибо Он воспринял всего человека и все человеческое, кроме греха – ведь тот не природен и не всеян в нас Творцом, но добровольно происходит в нашем самовластном выборе от диавольского посева, а не владычествует над нами насильно. Природные же и непредосудительные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь из-за осуждения за преступление, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука (от которой пот и капли крови), помощь от ангелов из-за немощи природы и подобное, что по природе присуще всем людям»
Итак, неукоризненные страсти вошли не в природу, а в жизнь человеческую. То есть, природа человека изначально создана так, что способна к страданию, к тлению и смерти. То есть, причиной страданий человека по изгнании его из Рая сладости стало проклятие земли, а не плоти его. Кроме того, одной из важнейших сторон телесных немощей становится неспособность растленной человеческой воли противостоять  греховным движениям плоти.

Эта недобровольность претерпевания неукоризненных страстей по подобию неразумных животных связана с животным же способом происхождения, наложенным на природу человека в результате падения.

Адам произошел из праха, но так же испытывал страдания не добровольно, а согласно естественным свойствам его человеческой природы.

Христос становится человеком непорочно и бессеменно – не в результате животной необходимости, а добровольно. Потому и передающиеся нам через животный способ рождения и действующие в нас с силой необходимости неукоризненные страсти в Нем, как воспринятые добровольно, подчинены Его свободной человеческой воле. Его человеческая воля, в свою очередь, свободно подчинена Его божественной воле.
Неукоризненные страсти действовали во Христе независимо от Его человеческой воли, но в той мере, в какой дано и определено было Ему Его благодатию (Божеством). И мера эта была такова, что все, что Сын Божий (и Человеческий) испытывал по плоти, было испытано Им искренно и не ложно.
хотя Христос и имел в Своей человеческой природе свойственные падшему Адаму естественные отличия – неукоризненные страсти, сам способ существования этих страстей был в Нем принципиально иным, нежели в нас. Например, чувство голода – оно действует на обычных людей независимо от их воли. Голод давит на волю, затем воля решает что бы и где бы поесть.
Во Христе же голод действовал только тогда, когда Его свободная человеческая воля давала подчиненной ей плоти «команду». Эти «команды» давались лишь постольку, поскольку это требовалось «нас ради человек и нашего ради спасения». Первичное же решение исходило от воли Божией, с которой человеческая воля Христа была соединена хотя и неслитно, но и нераздельно, т.е. ни на одно мгновение и ни на йоту не отлучалась от нее, а была во всем ей послушна.

Эти воззрения - разновидность докетизма. Ни «команда», а согласие по Божеству и настоящее победоносное терпение по человечеству: «но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». (Евр.2:9)
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Евр.2:18
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал.5:22-23)
 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими». Евр. 12 (1-3)

Концептуально преп. Иоанн здесь, как и почти везде в христологии, следует непосредственно преп. Максиму Исповеднику (один современный исследователь даже назвал Дамаскина «популяризатором» (в хорошем смысле) преп. Максима). У последнего эти темы детально разобраны в разных местах его творений (21, 61 Фалассию, Амбигвах Фоме 5 и Иоанну 104), хотя в целом, конечно, следует признать, что такое воззрение на способ существования неукоризненных страстей во Христе в патристике – общее место.
Это «общее место» у отцов, по-видимому, кажущееся, потому что осмыслено в вашей интерпретации.
Вот в качестве примера из преп. Максима: «Он (Христос), без сомнения, свободно совершал относящееся к естественным страстям как дело произволения, а не как мы – в результате естественной необходимости; в противоположность нашему, Он свободно прошел от начала до конца всю нашу естественную страстность, показав в Себе подвластным воле то, что обыкновенно в нас бывает порабощающим волю…» (Амбигвы Фоме 5).
По Божеству как дело произволения, по человечеству как непобедимое терпение. Показал подвластным Своей воле Свою человеческую душу, то есть, показал себя – Истину – неподвластной томлениям неукоризненных страстей.
« Последнее редактирование: 29 06 2009, 17:20:03 от Владимир Ив. » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #24 : 29 06 2009, 17:29:42 »

Простите, но переливать из пустого в порожнее я больше не в состоянии.

Подтвердите все, что Вы написали святоотеческими высказываниями.

И подтвердите правильность Вашего понимания приведенной мной цитаты из преп. Максима другими авторитетными источниками (кроме Вас эту цитату здесь уже "истолковал" Владимирович, не знаю кому из вас двоих доверять улыбка). Только тогда сможем продолжить обсуждение.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #25 : 29 06 2009, 17:46:19 »

Владимир Ив.
О какой воле - божественной или человеческой - говорит преп. Иоанн Дамаскин вот здесь: "...в Господе то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все – добровольное. Ибо Он волею алкал, волею жаждал, волею боялся, волею умер» (Кн. 3, гл. 20)?

Напомню, что воля - это на языке православного богословия разумное и свободное природное стремление. В природе Бога может ли быть стремление алкать или не алкать, жаждать или не жаждать, бояться или не бояться? Может ли Бог Своей божественной волей алкать?

И что значат слова "то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все - добровольное"?


Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #26 : 29 06 2009, 17:58:14 »

Св. Игнатий Брянчанинов: "Из такого (тленного) состояния мы никак не можем умозаключить о состоянии, которое было естественным человеку до его падения; по телу нашему никак не можем судить о теле первозданных. Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частно - в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству.
Тело Адама не утопало в водах, не сгорало от огня - было неприступно для смерти (Пр. Макария Великого слово 4, глава 3). Таким явилось тело нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа; оно вкусило смерть, но вкусило единственно по благоволению Богочеловека; вкусивши смерть, оно не преставало быть живым, потому что, разлучившись с душою, не разлучалось с Божеством". (Поучение в Пяток первой седмицы Великого поста). 
Записан
Владимирович
Гость
« Ответ #27 : 29 06 2009, 20:45:56 »

1. Вот это и есть самое настоящее несторианство, осужденное III и V Вселенскими соборами. Его суть такова: Христос - это самостоятельный человеческий субъект, фактически оторванный от Бога и могущий действовать только по-человечески, не имеющий ипостасного единства с Богом Словом, не соединенный с Богом нераздельно, не обоженный, но обычный падший человек, предоставленный самому себе. - Анафема такому лжебогословию!
Падший не может восстановить, оторванный от Бога не может воссоединить с Ним, не обоженный не может обожить!
АЗ, а я разве говорил то, что Вы приписываете мне? Вы что, думаете, что я не понимаю о чём речь? Я же Вам уточнял, что говорил Вам только о человеческой природе, не затрагивая Божественную природу Христа. Глупо утверждать и приписывать человеку не свойственные ему мысли. Покажите, где я утверждал, что Христос - фактически оторванный от Бога и могущий действовать только по-человечески, не имеющий ипостасного единства с Богом Словом? Я вроде был согласен с Вами, когда Вы говорили о совмещении в православии в единство двух несовместимых вещей. И в данной теме я говорил только лишь о человеческой природе Христа. Глупо бы было с моей стороны отрицать очевидный факт соединения во Христе двух природ неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
А вот это вообще глупость сказали, и нигде не подтвердите моими словами: ..но обычный падший человек, предоставленный самому себе. Ну ладно.... Бог рассудит....
Записан
Владимирович
Гость
« Ответ #28 : 29 06 2009, 20:59:25 »

Поэтому если и после проведенного мной ликбеза Вы по-прежнему останетесь при своем "рабском христе" и прочих несторианских глупостях и хулениях Христа, то прошу Вас больше меня по вопросам вероучения не беспокоить.
...Очень хочу надеяться, что Вы прислушаетесь к моим словам.
Будьте здоровы.   
Спасибо АЗ за откровенность. Наверное и правда не стоит Вас больше беспокоить. Лучше буду больше вникать в лекции А.И. Осипова, который не меньше чем Вы разбирается в богословии. Благо, что его лекции можно скачать на его сайте, да и купить на компакт дисках. То что я уже у него прочитал, вопросов к нему не возникает. Чувствуется кто на самом деле разбирается в богословии. Жаль что с ним нельзя пообщаться как с Вами. Спасибо за всё. Я, честно ещё надеялся, что Вы как и А.И. Осипов отстаиваите православие, но кажется ошибся....
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #29 : 29 06 2009, 21:25:00 »

Христос – Сын Божий, «сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей» (Евр. 1:3), пребывая в плоти, должен был «по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Словами «по благодати Божией» открывается самовластность Господа над Своей смертью. «Так произошла и смерть; – тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески»  – поясняет святитель Афанасий Великий.
Апостол Павел пишет о страданиях Христа: «но видим, что за пре-терпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2:9). Слава Иисуса Христа в том, что все орудия диавола – все соблазны, унижения, раны и даже сама смерть, оказались бессильны остановить Богочеловека в Его земном подвиге. Как вождь человеческого спасения, Христос должен был одержать победу над смертью, пройти путем терпения предельно тяжких физических и нравственных мучений, ради того, чтобы, стяжав честь и славу победителя смерти, через Себя спасти и увенчать честью и славою пребывающих в унизительном рабстве. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр.2:10). И здесь апостол Павел немногословен, но слова его весьма содержательны.
Слово «надлежало» говорит не о долге повинности, но о божественной любви Отца к страдающим чадам и о стремлении преподать им такой образ спасения, который не нарушил бы богодарованную человеческую свободу. «От которого все» – прежде слов об унижении Сына Божия, апостол напоминает о Его величии, ибо всю тягость страданий берет на Себя Тот, Кто сотворил этот мир и держит его словом силы Своей. «Для которого все» – значит, Бог сотворил этот мир не как нечто отдельное и независимое от Него, но как имеющее смысл существования в Боге и приготовляемое к блаженству в Творце.
Воплотившийся Бог совершает «вождя спасения через страдания», показывая тем самым, что истина и спасение – выше страданий. Образ вождя, прежде всего, есть образ терпения в правде, вопреки всем невзгодам и испытаниям. До этого люди всегда старались избегать страданий, не шли наперекор плоти и крови, берегли свою самолюбивую и смертельно пораженную грехом и ложью душу в ее самохотениях. Но этим они все более теряли природное свое благоустроение, удалялись от Бога, от правды, утверждались в грехе и отступничестве. «Если свет в тебе – тьма, то какова тьма?» (Матф.6:23) – говорил Господь людям, потерявшим в бесконечных компромиссах с собственной совестью чистоту духовного ока.
Совершить вождя спасения – значит явить людям в Себе такой образ, который привлек бы к себе сердца людей, стал бы всем бесконечно дорог, и каждый готов был бы следовать за ним. Жизнь человеческая полна скорби, и в своих невзгодах человек чаще всего бывает одинок, поэтому более всего он нуждается в любви. Настоящая любовь неотделима от жертвы и готова много потерпеть и пострадать. Господь показал им еще небывалую в мире, настоящую, великую, жертвенную любовь, совершил людям такого вождя спасения, который доставил им реальную победу над смертью во всех ее проявлениях. Как матери и отцу бесконечно дорого их чадо, как добрые братья не жалеют ничего друг для друга, как жениху бывает легче умереть, чем потерять возлюбленную невесту, так Господь принял тяжкие мучения и смерть, чтобы обрести потерянное человечество.
Особенное значение Его страданиям придает еще и то, что они абсолютно добровольны. Ибо страдал «Тот, для Которого все и от Которого все», держащий все «словом силы Своей». И хотя Богочеловек как истинный Бог держал в Своей руке в том числе и Свою скорбную участь по человечеству, Его же благодатью крестная жертва была божественно истинной, страдания преискренни и весьма тяжки, безвинная смерть Его безупречно естественна и предельно мучительна! Так Творец вселенной, Властитель человеческой славы, должен был совершить вождя спасения для тех, о которых в писании сказано «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Евр.2:6), которые «непрестанно заблуждаются сердцем» (Евр.3:10) и «от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:15). Сквозь скупые слова апостола просвечивает величественный образ бесконечно могущественного и любящего отца, претерпевшего величайшие унижения и муку смерти ради возлюбленных чад своих: «Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр.2:11-13). Апостол приводит лишь краткие слова Писания, как бы боясь многословием повредить образ, постигаемый только просвещенным духовным взором.
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 7   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!