Православный форум ИПЦ Калужской епархии
13 11 2019, 11:14:04 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Почитание Богородицы  (Прочитано 3672 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« : 18 06 2009, 17:20:29 »

Интервью полугодичной давности:

4 декабря (21 ноября по церковному календарю) мы празднуем Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из двунадесятых (двенадцати) великих праздников Православной Церкви. О смысле нашего почитания Божией Матери мы попросили рассказать преподавателя Калужской духовной семинарии Зайцева А. А.

- Алексей Алексеевич, почему почитание Богородицы имеет в Православной Церкви столь принципиальное значение? И можно ли быть православным и относиться к Деве Марии как к обычному, пусть и очень замечательному, человеку?

- Почитание Божией Матери – это не просто один из признаков православного благочестия. Это почитание имеет догматический характер. Само слово «Богородица» является вероучительным определением, утвержденным на III Вселенском Соборе. И потому не почитающий Божию Матерь не может быть православным.
Конечно, мы чтим и прославляем Деву Марию не потому, что считаем Ее каким-то особым, отличающимся от нас существом, особым творением Божиим. Нет. Дева Мария такой же человек, как и все мы, и по Своему происхождению, по Своей природе Она ничем от нас не отличается. Но мы почитаем Ее потому, что Она есть Мать нашего Господа, что именно Она родила и взрастила в Себе Бога, ставшего человеком ради спасения мира.
Поэтому почитание Девы Марии не может и не должно затмевать в нашем сознании поклонение Богу. Напротив, чем больше мы чтим Ее Саму, тем больше тем самым прославляем Ее Сына. И как отмечали святые Отцы III Вселенского Собора, только почитая Деву Марию именно как Богородицу, можно сохранить правильное учение о лице Господа Иисуса Христа. Одно только имя Богородица, говорит святой Иоанн  Дамаскин, содержит всю тайну Домостроительства, т. е. тайну того, кем именно был Христос и что Он для нас сделал.

- Но не получается ли в таком случае, что Дева Мария была просто каким-то служебным пассивным орудием для Боговоплощения, и в принципе на Ее месте могла быть любая другая девушка?

- Нет. Из того факта, что Дева Мария почитается в Православии прежде всего как Богородица, совсем не следует, что Она воспринимается нами только как орудие божественного Промысла. Православное понимание спасения выражается греческим словом «синергия», т. е. сотрудничество, взаимодействие свободной воли Бога и свободной воли человека. И эта самая синергия не может быть исключена, когда мы говорим о домостроительной роли Божией Матери. Более того, Дева Мария признается нами как предельное для человеческой личности осуществление синергии.
Ведь и Богородицей Она стала не потому, что Бог почему-то взял и выбрал именно Ее, хотя мог бы выбрать и любую другую деву. Наоборот, Бог избирает Ее, потому что именно Она была Девой Пресвятой, Пречистой и Пренепорочной. Именно она с самого детства настолько тщательно хранила себя от всех, даже самых малейших поползновений греха, что в результате стала способной вместить Невместимого. Поэтому наряду с именованием «Богородица», наши богослужебные тексты используют и такие именования, которые не просто указывают на Ее служебное участие в воплощении, но и подчеркивают Ее личную святость, благодаря которой Бог и смог воплотиться именно через Нее.
Участие Девы Марии в Боговоплощении есть именно соучастие. И мы можем с уверенностью сказать, что воплощение Сына Божия имело не одну, а две причины. Бог воплотился не только потому, что Он Сам возжелал этого, но и потому, что Дева Мария согласилась дать Ему свою плоть и стать Его Матерью. Всемогущий Бог, пожелавший воплотиться «нас ради человек и нашего ради спасения», не мог сделать этого без свободного согласия Своей будущей Матери. Он терпеливо ожидал появления в мире людей Той, которая дала бы добровольный ответ на Его намерение стать Сыном человеческим: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). То есть воплощение, а следовательно и наше спасение осуществились только благодаря обоюдному желанию двух воль – воли Бога и воли человека. И таким человеком была именно Мария из Назарета.

- А что тогда означает, что Дева Мария была, как принято говорить, избрана Богом предвечно?

- Во-первых, у Бога все предвечно, уже в силу того, что Он Бог. Но всякое предызбрание Божие основывается на Его предведении и никогда не упраздняет нашей человеческой свободы. По выражению святого Иоанна Дамаскина, Бог все предвидит, но не все предопределяет. Вообще, с православной точки зрения правильно говорить, что Бог действует не на человека, а внутри человека. Так что непорочность Девы Марии нельзя рассматривать как какую-то навязанную извне привилегию. Навязанное благо не может быть благом подлинным.
Поэтому, еще раз это подчеркну, Дева Мария не была просто пассивным орудием нашего спасения, предопределенным Богом. Более того гипотетически мы можем предположить, что Она могла бы отказаться и не дать согласия на воплощение Бога через Нее. Николай Кавасила, византийский святой XIV в.,  словно обобщая учение Церкви о том, что наше человеческое спасение зависит от нашего же человеческого согласия, пишет так: «Воплощение было делом не только Отца, Его Благости и Его Духа, но также и делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пречистой, без поддержки со стороны Ее веры этот замысел был бы также неисполним, как и без вмешательства Самих Трех Божественных Лиц. Лишь наставив и убедив Ее, Бог берет Ее в Матери и заимствует Ее плоть, которую Она охотно хочет предоставить Ему. И также как Он Сам воплотился свободно, Он желал, чтобы и Его Мать родила Его столь же свободно, по Своей доброй воле».

- Но ведь и в таком случае можно предположить, что на месте Девы Марии могла оказаться какая-нибудь другая представительница человеческого рода, которая также свободно согласилась бы стать орудием воплощения Бога.

- Теоретически предполагать можно многое. Однако проникнуть в тайны Божественного Промысла и даже в тайну человеческой свободы мы не в состоянии. Поэтому дать сколько-нибудь однозначный ответ на этот вопрос, наверное, невозможно. Тем не менее говорить о какой-либо многовариантности способа, места и времени нашего спасения Богом, как мне представляется, не стоит, да и незачем.
Дело, конечно, не в ограниченности возможностей Бога – Он всемогущ по определению. Дело именно в нашей ограниченности. Причем ограниченности не природной, а самопроизвольной. Писание говорит нам о всеобщности греха в человечестве: все уклонились от Бога и стали ни на что негодны.
Теоретически: да, человек может быть непорочным; и Господь еще в Ветхом Завете призывает: «Будьте святы, как Я свят». И мне трудно допустить, что Он стал бы требовать от нас заведомо неисполнимого. Но жизнь нашего мира свидетельствует о другом – практически нет человека, который бы ни разу не согрешил. Однако это проистекает не из невозможности не грешить, а все-таки из нежелания. И Писание этот факт просто констатирует. В этом смысле Богородица – исключение. Впрочем, патристика допускается мысль, что это исключение не единственное: святитель Григорий Палама указывает и на святого Иоанна Предтечу.
Это во-первых.
Во-вторых, несмотря на все сказанное выше, дело Богородицы нельзя рассматривать как исключительно Ее личную заслугу. Человек существо личное и свободное, но он вместе с тем и существо общинное, церковное, в широком смысле этого слова. Эти два аспекта человеческого существования находятся в таинственной неразрывной взаимосвязи.
Мы говорим о Богородице как о Пресвятой и Пречистой Деве, которая настолько ревностно и всецело стремилась к Богу, что стала способной к свободному согласию на Богоматеринство. Но при этом мы не должны забывать, что Дева Мария была представительницей общины истинного Богопочитания.
Речь здесь не идет о всем иудейском народе эпохи Христа, народе как религиозном целом. Религиозной целостности давно уже никакой не было, ее и вообще никогда не было. Иудейство в то время представляло собой множество не просто различных, но и взаимоисключающих религиозных традиций. И только, может быть, одна, две или три из них являлись выражением веры древних патриархов, веры Моисея, веры ветхозаветных пророков, т. е. были Священным Преданием. Все остальные течения и секты, несмотря на пока еще сохраняющуюся внешнюю формальную связь с Церковью Ветхого Завета, внутренне, духовно давно от нее отпали.
Дева Мария была без всякого сомнения в общине тех, кто не отпал. Совсем неслучайно, что Новый Завет начинается родословием Иисуса Христа по плоти. Имена, перечисленные в 1-ой главе Евангелия от Матфея, – это своего рода вехи богооткровенной ветхозаветной традиции. Венцом этой традиции и стала Дева Мария. По слову святителя Григория Паламы, весь Ветхий Завет имел своей целью Богородицу. Бог на протяжении многих веков подготавливал и очищал родовое древо Девы, Которая и стала Его Матерью. Родословие Христа – это, можно сказать, история синергии действия Святого Духа и встречного действия взыскующих Его ветхозаветных праведников.         
Поэтому непорочность Пресвятой Девы – это та чистая жертва, то чистое приношение, которое истинные богопочитатели приносят своему Богу. В одном из богослужебных текстов так и говорится: «Что Ти принесем, Христе?.. Кийждо бо Тебе приносит… ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву».

-  Вы сейчас указали, как Богородица соотносится с праведниками Ветхого Завета, т. е. с теми, кто ей предшествовал. А можно ли как-то соотнести Ее с христианами, с теми, кто является Ее наследниками?

- Конечно. И можно, и нужно. В святоотеческой литературе есть на этот счет очень важная и глубокая типология. Святые Отцы, говоря о том, что, так сказать, на поверхности, т. е. говоря о необходимости нравственного подражания добродетелям Божией Матери, обосновывают саму эту необходимость указанием на некое таинственное «Богоматеринство» всех истинно верующих. Этот мотив используется Отцами и применительно к церковным таинствам, и применительно к аскетической жизни.
Преподобный Симеон Новый Богослов, например, говорит, что в Крещении Бог Слово входит в верующую душу как божественное семя, и верующая душа становится Девой, вынашивающей плод воплощения. А преподобный Максим Исповедник отмечает, что подлинным тайнозрителем можно назвать только «того, в ком лучше всего проявляется рождение Господа», так как созерцание делает «плодоносную душу одновременно девой и матерью». Можно привести еще слова святителя Амвросия Медиоланского: «Каждая верующая душа зачинает и рождает Слово Божие по вере, и Христос есть плод всех нас, так что все мы суть матери Христа».
Кстати сказать, подобные высказывания проливают свет на евангельский эпизод (Лк. 8, 19-21), когда Христос говорит «Кто матерь Моя?» – «Матерь Моя суть слушающие Слово Божие и исполняющие Его». Протестанты толкуют это место в уничижительном для Богородицы смысле. Но святые Отцы отмечают, что в данном случае Господь лишь подчеркивает, что каждый верующий в Него должен стать, подобно Деве Марии, «Его матерью», зачинающей, вынашивающей и рождающей Его в своей душе.
Эта типология является кроме прочего и очень глубоким и убедительным обоснованием христианской аскетики.
Женщина, начав вынашивать в своем чреве плод новой человеческой жизни, сразу же по необходимости, конечно, если будущий ребенок желанный, становится на путь определенной аскезы. Она ограничивает себя от всего, что могло бы повредить ее малышу и готова идти на любые жертвы. Но для взгляда со стороны – для тех, кто не знает о ее беременности или просто не способен понять, почему нужно идти на какие-то жертвы, ее самопожертвование может выглядеть бессмысленным самоистязанием.
Христианин – это тот, в ком Святым Духом таинственно зачат Христос. Христианская жизнь – это вынашивание Христа в своей духовной утробе, в надежде на Его благополучное рождение и возрастание в меру совершенного возраста. Ради сохранения в себе этого таинственного Плода человек должен быть готов на всевозможные ограничения и любые, вплоть до отдания собственной жизни жертвы. Малейшее забвение своего «Богоматеринства» сразу же создает угрозу «выкидыша». А сознательный грех сродни «аборту»…
Увы, но когда мы, называясь христианами, даже и не осознаем, ради чего нам нужна вся эта аскетика, ради какого плода мы должны идти на всевозможные жертвы, невольно на ум по ассоциации приходит феномен «ложной беременности», основанный на одном только самовнушении. – Внешние симптомы беременности налицо, но проходит 9 месяцев, 10, год, а ребенок все не рождается и не рождается.

- В заключение не могли бы Вы хотя бы схематично соотнести празднуемое событие, событие Введения Пресвятой Богородицы во Храм с жизнью Церкви, с жизнью христианина?

- Прежде всего вспоминается, в каком возрасте Дева Мария была введена в Храм Божий. Церковное предание говорит, что Ей было три года. В возрастной психологии общепринято, что три года – это очень важный рубеж в становлении человека. Это начало самореализации человека. Если прежде ребенок фактически жил жизнью своей матери – психологическая и даже биологическая зависимость от нее была почти полной, то примерно с трех лет он начинает учиться жить самостоятельно, начинает высказывать собственные суждения, совершать собственные поступки, осуществлять свой собственный выбор.
Но что самое для нас важное, в три года ребенок становится уже способным, как выразился святитель Григорий Богослов, напечатлевать в своем сознании нечто таинственное. Трехлетний ребенок может уже не просто пассивно ощущать, но осознанно сопереживать присутствие Бога, может стремиться к Богу своей собственной волей.
Это стремление и явила юная Дева Мария, без колебания взбежав по высоким ступеням Храма. Чтобы затем действием Святого Духа быть введенной в таинственное Святая Святых.                 
Беседовала Юлия Белкина
Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #1 : 17 03 2012, 11:15:27 »

"Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою (!), Дево чистая, с безплотными лики Тя величающе". Ирмос 9-и песни "Канона молебного к Богородице".

"Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избавльшую нас от клятвы (!), Владычицу мира песньми почтим". Из него же стихира.

Как это понимать?

Записан

мне бы ваши заботы...
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #2 : 17 03 2012, 13:45:42 »

В рамках учения об обожении. "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом". Став богом, т.е. приобщившись божественных действий, человек становится соучастником божественного домостроительства спасения. Богородица - первая и исключительная соучастница, поэтому "Пресвятая Богородица, спаси нас".
Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #3 : 17 03 2012, 15:05:05 »

Против "спаси нас" возражений нет. Недоумения вызывает конкретный текст.
Все таки, Один у нас Спаситель, Он же и от клятвы Избавитель, и "нет ни в ком ином спасения".
Конечно, "Канон" не догматика, да и текст его благополучно проходит мимо ушей, но все же.. Вот не прошел же в этот раз...
Записан

мне бы ваши заботы...
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #4 : 17 03 2012, 22:32:39 »

Вполне себе догматика.
Кажется, уже все в общих чертах объяснил. А чтобы конкретнее, нужно, чтобы и вопросы были конкретнее.

Уже у св. Иринея есть типология: ветхая Ева - соучастница падения ветхого Адама; новая Ева, Мария, соучастница восстания-спасения, совершенного Новым Адамом, Иисусом Христом. Христос исправляет ошибки Адама, Мария - Евы.   
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!