Православный форум ИПЦ Калужской епархии
14 10 2019, 23:31:26 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: "Верую..."  (Прочитано 5639 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« : 28 04 2009, 10:11:32 »

Вопрос о "природе" веры.

Первый и главный тезис: с православной точки зрения вера - естественная добродетель, т.е. она насаждена в природу человека при творении и, как существенное (необходимо присущее) свойство нашей природы, неотделима.
В западном христианстве, восходящем к августинизму, совершенно иначе. В католичестве вера относится к сверхъестественным дарам первозданной праведности; в протестантизме вера - спасающий дар Бога, по Его избранию внедряемый в падших людей.

Уточнения следуют.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #1 : 05 05 2009, 14:09:51 »

Еще тезис.

Виды веры и их взаимосвязь.

вера естественная
вера теоретическая (от слышания)
вера деятельная
вера благодатная

Вера естественная через естественное же покаяние распознает ложь и принимает истинное свидетельство о Боге («покайтесь и веруйте в Евангелие»), утверждается в правой теоретической вере.
Деятельное следование теоретической вере приводит к сочетанию с нашей естественной верой божественных даров («в возможности» заключенных в Крещении) – вера становится благодатной, доверие претворяется в видение.

Верна ли схема? Есть ли у кого хорошие ссылки?
« Последнее редактирование: 05 05 2009, 14:11:54 от АЗ » Записан
Владимирович
Гость
« Ответ #2 : 16 05 2009, 13:17:14 »

...
« Последнее редактирование: 05 06 2009, 20:21:10 от Владимирович » Записан
Игнатий
Старец
*****

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1440



« Ответ #3 : 16 05 2009, 15:42:45 »

Верна ли схема? Есть ли у кого хорошие ссылки?
Мне кажется что вера - это не долбродетель вообще, или вернее это понятие нуждается в объяснении.... Вера - это особое состояние духа, и возможно не только духа человека.

П.С. АЗ насчет того что мы говорили все в порядке - тарелку уже демонтировали и скоро повезем к тебе, только нужен еще внешний конвектор...
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #4 : 16 05 2009, 19:39:16 »

А имеют ли общее вера и знание? Мне думается что да. Без знания возможна ли истинная вера? думаю что нет. А даёт ли Бог знания? Думаю что да. А всем ли даёт? Вот тут затрудняюсь ответить....

Знание и вера, конечно, взаимосвязаны. Вера следует за знанием (ведением) и в конце концов сама претворяется в высшее ведение.
Вот например схема добродетелей митр. Исаии Копинского, выдающегося киевского исихаста (XVII в.), продолжателя святоотеческой византийской традиции: «От разума и познания рождается вера, от веры же хранение заповедей Божиих, от хранения же заповедей Божиих упование на Бога, от упования же на Бога – Божественная любовь; когда же это умножается, бывает совершенное единение с Богом и исполнение закона и пророков». Напротив, «от безумия рождается неверие, от неверия же преслушание, от преслушания же всякий грех и преступление. Как кто может веровать, ничего не понимая? Неверующий же и ничего не понимающий как может сохранить Господни заповеди? Не хранящий же Господних заповедей как может иметь упование на Бога и любовь? Никак не может» (Алфавит духовный. 1.1.7-9).
Об этом, правда, в несколько ином ракурсе, у преп. Максима в 5 главе Мистагогии.

Т.е. вера и знание даны человеку по природе, значит, даны всем. Просто большинство свободно злоупотребляют ими, направляют к ложным целям, совершают промах, грех. Укоризненные страсти (вошедшие в навык грехи) рассматриваются в патристике как извращенные добродетели. Каждой добродетели соответствует конкретная страсть. Страсти искажают веру и омрачают знание. Так что в своих неверии и неведении, согласно мысли Отцов, виноват в конечном счете сам человек.
« Последнее редактирование: 16 05 2009, 19:41:31 от АЗ » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #5 : 16 05 2009, 19:46:08 »


Мне кажется что вера - это не добродетель вообще, или вернее это понятие нуждается в объяснении.... Вера - это особое состояние духа, и возможно не только духа человека.


Это только тезисы. Объяснения дополнительные, конечно, будут.
Слово «добродетель» использовано здесь в значении естественного свойства нашей разумной природы. Это традиционная аскетическая терминология. Например, у преп. Максима Исповедника.
Добродетели (мудрость, ведение, рассудительность, вера, покаяние, милость и т. д.) – это именно естественные свойства души, ее энергии. Добродетели нужно очистить от примеси страстных движений и, соблюдая в чистоте, обожить.
Например, «вера – естественное свойство души человеческой, насажденной в ней милосердным Богом при сотворении ее» (преп. Симеон Новый Богослов. Слово о вере). Св. Игнатий Брянчанинов разбирает этот момент много раз, например,  в статье «Вера и дела» (I т.) или в «Слове на Богоявление» (IV т.).
Записан
Семён Подсекальников
Муж совершенный
****

Мытарства: -4
Офлайн Офлайн

Сообщений: 412


« Ответ #6 : 16 05 2009, 20:31:21 »

Можно 5 копеек в общую копилку:

«Зрение духовное скромно называет свое знание – вера. Зрение телесное называет свою веру гордо – знание. И одно и другое – лицезрение. Первое - лицезрение мирной и светлой сущности вещей, второе – лицезрение отражения сущности во мраке»
свт. Николай Сербский
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #7 : 04 06 2009, 08:31:41 »

Еще тезис.

Виды веры и их взаимосвязь.

вера естественная
вера теоретическая (от слышания)
вера деятельная
вера благодатная

Вера естественная через естественное же покаяние распознает ложь и принимает истинное свидетельство о Боге («покайтесь и веруйте в Евангелие»), утверждается в правой теоретической вере.
Деятельное следование теоретической вере приводит к сочетанию с нашей естественной верой божественных даров («в возможности» заключенных в Крещении) – вера становится благодатной, доверие претворяется в видение.

Верна ли схема? Есть ли у кого хорошие ссылки?
На мой взгляд, веру нельзя рассматривать отдельно от общего расположения души. «И бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Истинная православная вера троична - она обязательно сочетается со страхом и любовию к Богу. Иначе она не только не соединяет с Богом, но и готова постоянно враждовать на него.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #8 : 04 06 2009, 12:45:26 »

Это верно. Троица - вера, надежда (включающая страх Божий) и любовь - нераздельны, как и вообще все добродетели.
Но это Вы уже забегаете вперед. Невозможно в отной маленькой темке сказать сразу все.
В данном случае задача - только обосновать, что вера присуща человеку по природе, поэтому никаких обективных причин неверия (что недавно, простите за жаргонизм, "впаривал" Кураев в своем ЖЖ) нет и не может быть, а есть только наша субъективная личная порочность, препятствующая вере. Т. е. это вопреки распространенным отмазкам, что одним, дескать, вера дается, а другим нет, и вообще, мы люди маленькие, какой с нас спрос. Отцы же говорят, что Бог нас всех сотворил большими и как с больших и спросит.   
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!