Православный форум ИПЦ Калужской епархии
20 07 2019, 04:10:20 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 6 7 [8] 9   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Общие вопросы догматики и аскетики  (Прочитано 48624 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #105 : 09 08 2015, 18:05:36 »

Святитель Игнатий Брянчанинов. О чтении святых Отцов.
"Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие.
Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие.
Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний.
Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных.
Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,- спасению и христианскому совершенству".
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #106 : 22 08 2015, 11:18:30 »

Из жития святого Григория Паламы. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3448
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #107 : 23 08 2015, 20:04:48 »

Алексей Зайцев. Доступная народу беседа о христианском вероучении: Ветхий и Новый завет

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=115382
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #108 : 06 09 2015, 13:02:50 »

"Скажу Вам, что мнение Отцов о самоиспытании и исповеди таково: мы получаем от духовника отпущение грехов содеянных, а не тех, которые находятся в нас в возможности наклонности к греху. Поэтому духовнику должно знать, в чем Вы и как прегрешили. Покажите ему, в каких грехах, как фактах, выразилось греховное направление Вашей воли, откройте слабые стороны Вашей души чрез указание, какие грехи чаще поражали Вас, ничего не утаивайте, ничего не прикрывайте, не переиначивайте, но избавьте исповедника от перечисления пред ним всех мельчайших обстоятельств, всех подробностей, за которыми и сами Вы никогда не уследите. Духовник не поймет Вас, а себя Вы затрудните: оцеживая комара, проглотите верблюда. Заметив за собою грех, не забывайте его и со временем упомяните о нем на исповеди, представив в чертах существенных и полных, а в подробностях нехарактеристических, удобно ускользающих из памяти, принесете сердечное раскаяние пред Богом, повергнитесь пред ним с сознанием своей мерзости и, оставляя задняя, простирайтесь вперед (Фил. 3; 13). Изгоняйте грех, не будет и подробностей грехопадения".

Свт. Игнатий Брянчанинов
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #109 : 06 09 2015, 13:30:35 »

Свт. Иоанн Златоуст о необходимости читать Свящ.Писание:

Вот и евнух эфиопской царицы, иноплеменник, даже в то время, когда с таким великолепием несся в колеснице, не пренебрегая чтением (Писания), но, держа в руках (книгу) пророка, прилежно читал ее, хотя и не понимал того, что в ней содержится. Но так как он употребил с своей стороны все - старание, усердие, внимание, то и получил руководителя. Подумай же, прошу, как много значило то, что он не пренебрег чтением (Писания) даже во время путешествия и притом сидя на колеснице. Да слышат это те, которые не хотят делать это и дома, но думают, будто чтение божественного Писания для них излишне, и будто им не удобно заниматься прилежно этим чтением потому, что они ведут и брачную жизнь, и обязаны воинскою службою, и лежит на них забота о детях, попечение о слугах и о других вещах. Вот - евнух, человек иноплеменный: того и другого довольно было для того, чтобы ввергнуть (его) в совершенную беспечность; а к этому (еще присоединялась) великая знаменитость, огромное богатство и то, что он был в дороге и несся в колеснице (ведь не совсем удобно, напротив даже очень трудно, совершая таким образом путешествие, заниматься чтением); и, однако же, доброе расположение и великое усердие победили все эти препятствия и он занимался чтением (Писания), и не говорил того, что ныне многие говорят: я не понимаю того, что там содержится, не могу постигнуть глубины того, что написано, зачем же мне попусту и понапрасну предпринимать труд, читать, когда у меня нет (человека), который бы мог руководить меня? Ничего такого не подумал этот невежда языком, но любомудрый умом, - нет, помыслив, что он не будет презрен (Богом), но скоро получит помощь свыше, если только сделает, что от него зависит, и что он может (сделать), он усердно занимался чтением. Поэтому и человеколюбивый Владыка, видя доброе его расположение, не презрел его, не оставил без внимания, но немедленно послал ему наставника. Обрати же внимание и на премудрость Божию, как (Бог) попустил сначала ему сделать все, что от него зависело, а потом уже явил ему и Свою помощь. Когда евнух сделал с своей стороны все, то тогда уже явился ангел Господень и сказал Филиппу: востав, "встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. И вот, - продолжает он, - муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию" (Деян.8:26-28).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #110 : 19 09 2015, 15:48:04 »

Вера есть внутреннее (ἐνδιάθετος) доверие верующего к тому, в кого он верит; или иначе, вера есть нелюбопытствующая убежденность верующего относительно предмета веры, превосходящая доказательство.

Cв.Иоанн Карпафский (V–VII века)
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #111 : 25 10 2015, 15:11:05 »

https://yadi.sk/d/E_4Kndm3jyqJE

Алексей Зайцев. О христианском вероучении.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #112 : 05 12 2015, 22:33:07 »

"ЗОНА РИСКА" (авторская рубрика епископа Григория): Праздник секты. Слово на Введение Богородицы во Храм (21.11/04.12.2015)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем одно из позднейших по времени установления великих празднований – Введение Богородицы во Храм. Уже в средневизантийское время, в XII веке или чуть раньше, этот праздник стал таким большим, но еще раньше – около пятисотого года – он стал праздноваться в Палестине. До этого, может быть, были какие-то общины, которые праздновали это событие, или таких общин не было, но предание об этом было, независимо от того, был ли особый праздник или нет. О чем же это предание?

Предание, пересказанное в дальнейшем в житиях Богородицы, богослужении сегодняшнего дня и богослужении Рождества Богородицы, содержится в письменном памятнике, подлинное название которого Рождество Мариино. Ученые долго не знали его названия, и в XVII веке его назвали Протоевангелием Иакова. С историей этого праздника и с историей понимания текста очень много поучительного для нас сейчас выходит. В XIX веке, когда накапливалась критика к разным священным преданиям, и, с другой стороны, накапливались реальные знания об истории новозаветного времени, стало понятно, что никак не могло быть, чтобы Богородица была в том самом Иерусалимском Храме, в который Христос приходил, и который в 70-м году по Рождестве Христовом был разрушен, чтобы она там находилась во Святом Святых.

Во-первых, были очень известные, абсолютные запреты кому бы то ни было там находиться. Находиться во Святом Святых не мог вообще никто. А входить туда мог только раз в год и только первосвященник. Обычные священники вообще никогда не могли туда входить, тем более, остальные люди. Кроме того, достоверный и очень знающий еврейский историк того времени Иосиф Флавий дает полный список первосвященников, которые служили в этом Храме. И никакого Захарии среди них нет, даже хотя бы тезки. То есть, казалось бы, абсолютно исключено, чтобы в тот самый большой Иерусалимский Храм могли ввести Богородицу.

Тогда, конечно, люди, очень критически настроенные, говорили, что все это неправда, и праздник этот не имеет никакого смысла. А другие люди, образованные, но настроенные менее критично, говорили, что этот праздник имеет смысл, но только духовный. Это легенда о том, чего на самом деле никогда не было, но она говорит нам о том, как Богоматерь внутренне была едина с Богом, с самого начала, еще до воплощения Спасителя, и было это следствием Ее предизбрания. Конечно, такой духовный смысл в сегодняшнем празднике и в этом рассказе есть, но есть и не только он. Что же произошло дальше?

В 1940 году вдруг нашелся папирус с рассказом о Рождестве Мариином. И легенда, которая считалась поздним, чуть ли не V века, текстом, обнаружилась в папирусе III века по Рождестве Христовом, что очень четко датируется. Вот так иногда бывает. И по содержанию этого произведения видно, что оно само уже составлено из двух письменных документов, более ранних, лет на сто (то есть II века, если не более раннего времени). Текст о том, как Божия Матерь была введена во Храм, был написан настолько рано, что вполне возможно, что Храм этот еще стоял. А если он и не стоял, то были живы люди, которые помнили, как он стоял. То есть если это было бы просто какое-то вранье, то оно было совершенно неправдоподобное для того времени, когда это было написано.

И вот современная наука столкнулась с почти неразрешимой проблемой: как же так, получается, что какое-то историческое основание в этом рассказе есть, но в то же время того обычного исторического основания, которое считали раньше, все равно нет. Тогда что же? Но наука, может, как-нибудь разберется со своими проблемами, и отчасти она это и делает уже успешно, а что должны понимать люди верующие? Что важно для нас как верующих людей? — А важно вот что.

Это одно из многих указаний и одно из многих доказательств того, что Христос пришел в ветхозаветную Церковь, которая ждала Мессию, но эта ветхозаветная Церковь была сама уже малой сектой среди прочих еврейских сект, и тем более она не была официальным исповеданием этого Храма иудейского. В то время в Иудее, хотя она была частью Римской империи, был официальный культ в этом самом большом Храме, куда приходил Христос. Но там священники были саддукеями. А то, что у саддукеев вера неправославная, в Евангелиях много раз говорится совершенно ясно. И они были в некотором симбиозе, в договорных отношениях с фарисеями, у которых вера была ближе к православной, но среди них не было священников. И с ними тоже были очень враждебные отношения у христиан, хотя в отношении собственно веры к ним особых претензий не было. И ясно, что христиане не были ни фарисеями, ни саддукеями. А если так, то они не имели доступа к священнодействию в Храме.

Это означает, что храм, в который введена была Богородица, это был храм той самой еврейской секты, в которую пришел Христос. То есть это был другой храм. И мы с большой вероятностью, если даже не достоверностью, можем сказать, что это был за храм. Это тот самый храм, который известен в раннехристианском Предании как Сионская горница. В которой также произошло и Успение Богоматери, согласно другим рассказам. И в которой, самое главное, произошла Пятидесятница. Сионская горница – это то самое святилище, которое было с самого раннего времени у христиан. Следы ее до сих пор находятся на той горе, которая сейчас называется Сион и на довольно заметном расстоянии от Храмовой горы, где стоял тот самый большой официальный Храм.

И если в Ветхом Завете у пророков Сионом называется та гора, на которой стоит Храм, то уже давным-давно всю христианскую эпоху Сионом называется другая гора, где стояла та самая Сионская горница. Это, конечно, от христиан в употребление пошло, потому что для христиан Сион и настоящий Храм перенесся в другое место. Но это археология, история, и это не то, что очень важно для верующих людей, хотя и небезынтересно для них.

А что здесь, повторю, важно для верующих людей: то, что иудейская среда, которой принадлежал Сион, – это подлинная ветхозаветная Церковь, в которой, можно сказать, возникло христианство. Хотя правильнее сказать, что христианство возникло тогда, когда был сотворен первый человек, Адам. Потому что это православная и правильная вера и единство с Богом и потому что и до воплощения Христова, конечно, христианство было в этом смысле слова. Но когда Христос воплотился, когда Он пришел в Свою Церковь, эта Церковь уже была маленьким меньшинством, и которая в сложных отношениях находилась со всеми остальными, которая была более или менее гонима, и уж точно она была дискриминируема.

Поэтому мы можем сейчас находить в этом большое утешение и, понятно, какое: их положение было никак не лучше нашего. Да, их терпели (я имею ввиду ту еврейскую секту, в которую пришел Христос). Да, разрешали им какие-то публичные мероприятия, как мы это видим из Крещения, которое совершал и Сам Христос, и еще до него Иоанн Предтеча, который тоже был из священников, но не из тех, которые служили в Храме (а где же они служили, возникает вопрос?).

Но они не боялись быть в меньшинстве, и именно к этому меньшинству пришел Мессия, потому что они учили о Нем правильно. И они Его ждали, они Его узнали. Причем, наверное, тоже не все (как можно думать по разным историческим сведениям) даже и в этих маленьких сектах признали Мессию, потому что там разделились мнения. Кто-то и не признал. Но те, кто признали, были оттуда и потом привлекли других отовсюду, и из официального иудаизма. В частности, апостол Павел был из фарисеев. И Гамалиил был из фарисеев. И из самаритян, о чем мы слышим особенно в Евангелии от Иоанна, но не только. Есть и другие источники. А потом – и из всех остальных народов.

И взирая на этот праздник сегодня, с нашими нынешними знаниями, мы должны еще понимать, что это жизнь Истинно-Православной Церкви, если можно так анахронически употребить этот термин, в древнем, еще иудейском мире. И Богоматерь именно в том храме была, там находилась, там пребывала и ожидала, и дождалась, в конце концов (правда, это уже произошло, когда она вышла из Святого святых), воплощения Божия.

В духовном смысле, если мы теперь обращаемся к этой истории, мы не только должны вспоминать то, что и так вспоминали, что это во внутреннем смысле она находилась в храме и в уединении, что необходимо для того, чтобы принять Бога. Это внутреннее безмолвие, исихия. Это все так. Но и внешним образом она была отделена не только от людей вообще, так что она не общалась с кем и как попало, но правая вера отделяла ее, ее родителей и их единоверцев от большинства их же собственного народа. Именно потому, что народ эту веру, так или иначе, искажал, хотя в принципе как-то ее держался, а они не искажали.

И мы должны стараться быть там, где веру не искажают. Не бояться остаться в меньшинстве. Не бояться быть «белыми воронами» и одинокими серди своих же собственных родственников, друзей, может быть, сограждан уж тем более. А доверять – только Богу и понимать, что единственное, на кого надо равняться из людей, это святые. И особенно – Матерь Божия.

Аминь.

http://www.izglubinki.ru/propovedi/propovedi-episkopa-griroria/episkop-grigorii-lure-prazdnik-sekty-slovo-na-vvedenie-bogorod
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #113 : 09 01 2016, 16:22:42 »

В какую Церковь пришел Христос. Рождественское интервью епископа Григория (Лурье)

http://www.izglubinki.ru/biblioteka/v-kakuyu-tserkov-prishel-khristos-rozhdestvenskoe-intervyu-episkopa-grigoriya-lure
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #114 : 09 04 2016, 10:46:29 »

МЫСЛИ: Сергей Архипов. О ДОГМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО. Отвергая «догматику», люди все равно изобретают догматы

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=119644
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #115 : 02 05 2016, 20:46:51 »

Немного о пасхальном каноне и заодно о Слове на Пасху св. Григория Богослова

http://www.ostrova.org/meteo/nikodim3/
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #116 : 09 07 2016, 14:52:39 »

Прп. Максим Исповедник: "Моисей, Давид и те, которые способны вмещать Божественную энергию, отлагая прочь свои плотские свойства, были движимы мановением Божиим". Также: "Они суть некие живые иконы Христа и даже такие, как Он, [только] по благодати и уподоблению". И еще: "Одна чистота во Христе и во святых". И как поет самый боговдохновенный певец: И буди светлость... Бога... на нас (Пс.89:17). Наконец, согласно Василию Великому, "духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда - предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого - обожение".
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #117 : 26 02 2017, 12:58:02 »

Синаксарь в сырную неделю: пища Адама в раю

http://www.ostrova.org/diy/monk/adam/
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #118 : 09 05 2017, 07:05:53 »

св. Марк Эфесский

"Замечено мною выше, что наше поведение управляется, обыкновенно, или умом, или чувством. Но так как чувство развивается у всех людей с самого детства, а ум, напротив, едва усовершается с продолжением времени, и то должен подкрепляться законами, поддерживаться занятиями, усиливаться опытами; то чувство, предварив пробуждение ума, показывает нам лишь то, что прекрасно или приятно для чувства, и таким образом рано приучает нас к удовольствиям, а наконец и совершенно порабощает себе и, далеко уклонив от ума, предает страстям, этим злым деспотам и жестоким тиранам. Притом, чувство развивается беспрепятственно, и есть общее всех достояние не только словесных, но и бессловесных существ; а ум в своем образовании встречает, особенно у простолюдинов, много разных препятствий… Посему-то у простого народа преобладает чувственное начало, которое, отвергнув ум, сообщающий вещам меру, располагает человека к неумеренности всякого рода. И от того-то большая часть людей, во всех состояниях, закосневает во грехах, поработившись страстям и пребывая в непрерывном рабстве" (Против тех, которые спрашивают: зачем Бог, сотворив человека ленивым на добро и удобопреклонным на зло, потом наказывает его за грехи, 17).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #119 : 09 05 2017, 07:06:37 »

Ветхий (закон) и Новый (благодать) заветы

"...в нашей власти — состоять ли под благодатью Евангелия или под страхом закона. Ибо всякому необходимо по качеству своего действования пристать к той или другой стороне. Благодать Христова воспринимает превосходящих закон, а низших закон удерживает, как своих должников и повинных ему. Ибо виновный в неисполнении заповедей закона не может достигнуть евангельского совершенства, хотя бы и хвалился, что он христианин и освобожден благодатью Господа, но напрасно. Ибо следует считать еще состоящим под законом не только того, кто отказывается исполнять заповеди закона, но и того, кто довольствуется только соблюдением повелений закона и не приносит плодов достойных звания и благодати Христовой, в котором (звании) не говорится: приноси Господу, Богу твоему десятины твои и начатки (Втор 12, 6), но — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21); при этом по причине величия совершенства просившему ученику не позволяется и на короткое время отлучиться для погребения отца, и обязанность человеческой любви не предпочитается добродетели Божественной любви (Лк 9, 59—62)" (прп. Иоанн Кассиан. Собеседования 21, 7).

"В ком духовное чувство восприяло Самого Господа, …тому чтение псалмов, канонов, акафистов и тропарей делается затруднительным, а пожалуй в большей части и ненужным, потому что таковой, непосредственно предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на миг уклонить от сладчайшего Иисуса. То все есть ветхий закон и служит обучительным руководством; есть пестун и детоводитель ко Христу, имея только, по слову св. Апостола, одну тень грядущих благ, сокрытых во Христе, как и говорится о сем в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник)… И как говорит Апостол: кончина закона Христос (Рим. 10, 4)" (Схимонах Иларион. На горах Кавказа. СПб., 1998. С. 98).
Записан
Страниц: 1 ... 6 7 [8] 9   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!