Православный форум ИПЦ Калужской епархии
13 12 2019, 04:15:35 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 4 5 [6] 7 8 ... 12   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Имя Божие  (Прочитано 63071 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #75 : 05 11 2012, 17:04:14 »

"...Будем произносить это прилежно и со всяким вниманием, стоя, или сидя, или лежа, ум свой затворяя и удерживая дыхание, сколько можно, чтобы не часто дышать, как учат Григорий Синаит и Симеон Новый Богослов. Призывай Господа Иисуса терпеливо, с желанием и ожиданием, отвращаясь от всех помыслов. Если же не можешь в безмолвии сердца молиться без помыслов, но видишь их умножающимися в уме своем, не малодушествуй, а пребывай постоянно в молитве. Синаит ведал опытно, что нам, страстным, невозможно самим победить лукавые помыслы; говорит он, что никто из новоначальных не удерживает ума своего и не отгоняет помыслов, если Бог не удержит ума и не отженет помыслы, ибо это есть дело сильных, но и они не сами собою отгоняют помыслы, но с Богом подвизаются на брань сию, как уже облеченные благодатью и всеоружием Его. Ты же, если видишь нечистоту лукавых духов, то есть помыслов, воздвигаемых в уме твоем, не ужасайся и не дивись и не внемли им, но, ум затворяя в сердце, вместо оружия призывай Господа Иисуса часто и прилежно, и отбегут они, как огнем палимые Божественным Именем"...

Прп. Нил Сорский
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #76 : 06 11 2012, 08:55:45 »

О помыслах блудных и как сопротивляться им? <...> Нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но одинаково по существу. Один из отцов много лет молился так: «Изгонящии мя ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Иной же из отцов говорит: «Боже, в помощь мою вонми» и так далее. Иной же отец: «Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя», и прочее из псалма <...> Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молясь так: «Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас»; и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь». Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.

Прп. Нил Сорский, из второго послания
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #77 : 07 11 2012, 10:28:06 »

"...Св. Отцы не только изъясняют сие Таинство невещественного делания, не только призывают к сему умному труду, но и упрашивают и даже умоляют не отвратить своего слуха от их мольбы и усердно приняться за СТЯЖАНИЕ СВОЕЙ ДУШИ — за сей умный труд, который начинается воплем: ПОМИЛУЙ! — и постепенно сей вопль претворяется в вино веселия вечного, по слову св. Ефрема Сирина, который и говорит:

     "Будем трудиться в молитве — это виноградная лоза: вино ее есть веселие вечное".

     И еще здесь, на земле, сей вопль чудесным образом изменяется в неумолкаемое радостное славословие Богу Небесному, Богу — Спасителю Дивному, дивным путем сотворившему спасение наше, а спасающему нас таким Божественно-простым, таким доступным и непостижимым чудесным способом:

     НЕПРЕСТАННЫМ ПРИЗЫВАНИЕМ ЕГО СВЯТЕЙШЕГО ИМЕНИ. И еще здесь, сей вопль взыскующего ума, который после долгих и многотрудных поисков и слез, после томительных ночей и тайных рыданий, после дневных стенаний и вопля, наконец, внутренним чувством, издали, как бы в тумане, узрит свою поруганную красоту, свою бедную-бедную душу — узрит больную, измученную, израненную бестелесными жестокими разбойниками и насильниками — увидит ее в убогом, беспомощном и жалком виде — и сквозь слезы острой боли с веселием воззрит на свою потерянную и обретенную радость, на ту, которую взыскует Сам Бог, и с радостнотворной печалью возьмет ее за руку и поведет к Богу. Но поведет с поникшей главою, как виновник ее блужданий, падений и мук. И уже ВТРОЕМ и се — цельная Божия Красота! Предстанем перед Благостным Богом: втроем, со своей вечной подругой — поблекшей и почернелой общей соучастницей вожделений и страстей, с носительницей вещества земли и тления — с телесной плотью — втроем предстанем славословить за спасение и хвалить Дивное Имя Господне, Имя вечной Божественной Любви.   


"А где двое или Трое собраны во Имя Мое Там и я посреди них" (Мф. 18, 20).—

      Изрекла своими устами Божественная Любовь.

     И се — Мир Божией Красоты! Се — Божественная Гармония Неба и земли!

     Познали Отцы сию Божественную гармонию, сию Тайну Царствия Божия, внутрь нас сущего, познали ее реально: в живом чувстве сердца, в дивном изменении своего ума и всего жития.

     "Ибо христианин — это новая тварь — по св. Макарию Великому — отличается от всех людей в мире: обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу и мыслию своего ума, жительствующего на небеси" (Беседа 5, 3—4—5)

     Познав это Божественное изменение в себе Отцы и умоляют нас приступить к сему деланию незамедлительно, пока есть время, чтобы получить навык для вечности. И приступать со страхом и трепетом. Со многим благоговейным вниманием ничего не ища от Господа Славы, кроме сей одной милости.

     Послушай, как умоляют нас Св. Отцы.

     Послушаем, как умоляет нас преп. Мелетий Исповедник. Он любовно взывает:

     "Возлюби сие, возлюби, яко же любит любимо быти: сие зареносное, светозарное, сладостнейшее, красное всех сладчайшее призывание.

     Якоже божественную молнию обращай в сердце твоем, тайным гласом вопия Тайновидцу:

     "Сыне Божий, помози мне! Христе мой, сохрани мя!"

     И сие глаголи всегда и во уме твоем носи: и просветишься и упремудришься и приимешь Божественную Благодать и плотоносен Ангел скоро будеши".

     И далее он говорит:

     "Всяк благочестивый память Иисуса должен всегда носить.

     Призывание сие во уме всегда иметь.

     Тако бо душа бывает храм освящен, молниеносен воистину и огнесветоносен. И зареносия исполнен и полон светозария".

     И в другом месте сей Святый умоляет такими словами:

     "Двизай убо, двизай всегда устами сердца, Зови воплем немолчным, непрестанно глаголи: Сыне Божий, помози мне! Христе мой, сохрани мя!"

     Сие творя всегда, от присноучения удержишь во обычаи, а отсюда и в навыкновение достигнешь, и иметь будешь в себе как естественную и нераздельную вещь, в естество от навыкновения претворенную. И спя, и засыпая, и ядя, и делая что-либо, всегда будешь иметь бодрость внутреннюю и трезвенность сердца.

     Будешь Храм и Престол Божий и Ангелам равен, хотя и по земле плотоносящей ходить будеши".

     И сей дивный Святой как бы заключает свою молитву любви такими словами:

     "Иисуса возлюби от всея крепости,

     С Ним твори собеседование, Его всегда ищи,

     О Нем помышляй во уме твоем,

     Его имей в размышлении твоем,

     Его доброты вожделей, Иисуса Красоту люби,

     Его чувством стяжи: и зря, и слыша, и дыша,

     И сидя, и стоя, всегда к Нему взирай,

     И получишь вся добрая нынешняя и

     будущая".

     Св. Григорий Палама:

     "Братия мои христиане, молю вас и я с Божественным Златоустом, спасения ради души вашея: не вознерадите о таковом деле молитвы, подражайте тем, о коих говорил вам, и елико возможно есть, последуйте им. И если мнится вам неудобна быти вещь сия вначале, то да будет известно вам — яко же от лица Вседержителя Бога говорю: Яко самое то Имя Господа нашего Иисуса Христа призываемо на всяк день непрестанно, имать удобно сотворити нам неудобства она. И еще многовремением обыкнем и усладимся в том, когда познаем опытом, яко несть невозможно, ниже неудобно, но возможно есть и удобно.

     Блаженно пребывание в сем небесном делании!" И св. Исихий восклицает: "Блажен воистину кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим, или пламя к свече".

     И св. Златоуст умоляет такими словами: "Молю убо Вас, братия: правила сей молитвы никогда не оставляйте. Но аще едите или пиете, аще путешествуете, аще ино что творите, непрестанно зовите: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

     И сколько можно было бы привести свидетельств из св. Отцов, где они умоляют нас из сострадания к нашему неведению и невежеству, к нашей внутренней духовной непросвещенности — умоляют приступать к этому деланию со всем усердием и благоговением.

     Но и этих немногих свидетельств достаточно, чтобы уразуметь из слов святых Отцов, что они знали, опытно изведали в чувстве сердца неизглаголанность Тайны в призывании, в непрестанном призывании Святого и Спасительного Имени Господа нашего Иисуса Христа.

     Потому и просят, потому и умоляют нас спасать свой ум и свою душу сим дивным призыванием. Это и есть та спасительная тайна всех святых, которой они спасались. Святии Божий познали эту сокровенную Тайну, сокрытую в Имени Божием, познали опытно спасительное действие сего Имени на всего человека: и на тело, и на ум, и на сердце. Они познали, что величие Имени Господа Иисуса превыше постижения всех разумных тварей — и земных, и небесных. Они познали, что Имя Господа Иисуса — паче всякого имени: Оно источник радости, источник Божественной жизни. Оно — Дух. Оно — животворит, изменяет, переплавляет, боготворит.

     Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную силу, Божественную. Силой сего Имени тело исцеляется от недугов, душа — от страстей Перед именем Иисусовым трепещут демоны, и мучимые страхом величия Его Божества, бегут от Него. Потому Отцы и сказали: бей супостатов именем Иисусовым ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле (Св. Иоанн Лествичник). Ради Имени Иисусова, призываемого молящимся, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов. Ради имени Господа бывает услышана молитва наша грешная и ради сего Имени даруется нам спасение.

     Силой Имени Иисусова освобождается ум от колебания и кружения в помыслах пустомыслия и воля укрепляется в соблюдении заповедей Господних. Силой сего Имени просветляется ум и дозволяется пребывать в душе мыслям и чувствованиям Богоугодным, принадлежащим непорочному естеству человеческому; и нет в ней места для мыслей и чувствований чужих (еп. Инатий Брянчанинов, т. II, стр. 282).

     Именем Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Христос Господь Иисус есть Жизнь — и имя Его живительно, исполнено Жизни. "Имя Его есть Жизнь Вечная" (св. Симеон Солунский).

     Оно животворит призывающих его с верою и делает причастниками Жизни Вечной. Имя Господа Иисуса — свято и освящает призывающего: освящает уста, язык, сердце и все тело; освящает и окружающий его воздух.

     "Бог дал Ему Имя — выше всякого имени —

     Говорит Апостол, —

     Дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в Славу Бога Отца" (Филип. 2,

     9—11). Познали святии Божий эту сокровенную Тайну имени Божия, познали ее опытно, в дивном изменении своей человеческой природы, потому и зовут и приглашают и умоляют нас, темных и непросвещенных, молиться Именем Иисуса. Они познали Тайну имени Бога именуемого, открывшегося нам в Своем "Новом Премирном Имени" (Афанасий Александрийский) и сему Имени по всей земле строили храмы и создали стройный чин Богослужебный. Все молитвы вознесли они во Имя Его и моления — ради Имени Его. И всякого человека, в сем веке от рождения Богу принадлежащего, освещали Именем Христовым. Всякого человека учили любить сие Имя, паче всего на свете: дышать этим Именем как воздухом, иметь Его в уме своем и на устах, в сердце и в помышлениях и взывали:

     "Возлюби сие, возлюби, якоже любит любимо быти Сие зареносное, светозарное, сладчайшее Всего сладостнейшее Призывание" (св.прп. Мелетий).

     Ибо Тот, Кто носит Сие Зареносное и Светозарное Имя и Сам есть Свет Зареносный, усладительный и всего сладостнейший и достоин быть призываемым и воспеваемым с любовию и во все времена и не простыми гласами, а преподобными, т. е. Ему подобными. Так, св. Церковь и поет в своем Божественно-вдохновенном, волнующем, трогательном и величественно-нежном гимне вечернем:

     "Свете Тихий, Святыя Славы... Иисусе Христе..."

     Да, преподобные иноки имели эту любовь ко Христу-Спасителю. Они опытно познали, что Он достоин воспеваться во все времена преподобными. И с какой Ангельской усладой они именовали Его сладостное Имя! С каким божественным упоением они любили светозарное Имя! И с какой верой и любовью призывали Его! С каким ангельским услаждением они претерпевали всевозможные муки и мучения за сие Имя! И с каким небесным вдохновением и говорили, и писали о Нем и воспевали Его:

     "На всяк день благословлю и восхвалю Имя Твое

     во веки и в век века!"

     И оправдалось на них слово Пророка, сказавшего:

     "И похвалятся о Тебе Любящие Имя Твое"

     (Пс. 5, 12).

     С каким решительным отрешением от жизни вещественной плотской, от земных вожделений плоти, уходили они в пустыни и скалы, в леса и дебри ради Сего Имени! Оставляли матерей и отцов, жен и детей, невест и женихов, богатства, почести и славу — и устремлялись в путь узкий и тесный, в путь скорби и лишений, ради того, Кто усладил их Своим Сладчайшим Именем.

     Их божественной любви к Сему Имени, их тайному слуху было открыто Духом Святым таинство глубин небесных, таинство сокровенной жизни мира "умного", мира горнего, где "Все естество Ангельское беспрестанно славит на небеси Пресвятое Имя Господа Иисуса" (Акафист Иисусу Сладчайшему)

     "Им надо было видеть и слышать голос духовного служения" (как сказал св. Исаак Сирский, слово 47).

     Они услышали эту дивную, бессмертную симфонию Небес, этих неисчислимых множеств чистейших и солнцеобразных "умных сущностей" с их неизъяснимыми райскими голосами, слившимися в единый гимн — стройно, величественно воспевающий с благоговейнейшей усладой и любовию это сладчайшее Имя, этот Источник Света и Радования, Жизни и Небесного веселия. Их просветленный гений, своим очищенным утонченным слухом, услышал эту Божественную Симфонию Ангельских миров и поведал нам, глухим и убогим, эту райскую музыку мыслей и чувств в церковных службах, в церковных песнопениях и особенно в Акафисте Иисусу Сладчайшему.

     Да, иначе и нельзя было определить на человеческом языке это Имя, как Сладчайшее. Это определение просветленного сердца. И произведение это — неподражаемое произведение духовного гения, отразившего в себе Музыку Небес.

     Мы ко всему божественному глухи и потому не слышим этой Симфонии. Наш слух воспринимает только низкие, приглушенные звуки земли: стон земли и стон нашего сердца, оглушенного ядом греха, сердца, раздираемого воплями мук ада, который мы носим в себе. Мы не познали Тайны слова, вибрирующего в гармонических звуковых сочетаниях. Для нас — оно мертвый звук. Потому и не слышим Небесной Симфонии, звучащей в Словесном Божием Имени. Потому и не услаждает и не веселит нашей оглушенной и грешной души поминание Имени Божия. А древний Пророк эту тайну "поминания" знал, он слышал в звуковом Имени Божием небесную музыку, потому и сказал: "Помянух Бога и возвеселихся" (Пс. 76, 4).

     А для нас это поминание тягостно... скучно... уныло Оно не веселит нас. Мы не слышим в нем радости небес. Для нас бесконечно легче и приятнее бессмысленно кружиться умом в своем пустомыслии, нежели повторять это всерадостное Имя.

     А ведь Небесное познается только здесь. Здесь полагается начало этому познанию. Здесь душа приобщается к этой музыке Небес — в умном труде. И если не приобщиться здесь, не возлюбить это Имя здесь, то и нигде. Унесем и туда, в вечность свой ад, и будем уже вечно пребывать в звуках музыки иной — в муках воплей и рыданий вечных, где

     "плач скрежет зубов"

     и боль позднего, бесплодного раскаяния.

     Потому Отцы и умоляют нас здесь творить

     "Сие зареносное, светозарное Сладчайшее призывание", сию Музыку Небес.

     Здесь возлюбите, пока не поздно, ибо время земное дано нам не для пустомыслия и плотолюбного жития, а для стяжания бытия умного, вечного; для стяжания кратким земным временем — Вечной Небесной Любви — Бога.

     Устремившись к сему "умному" стяжанию, тогда и мы познаем радость призывания сего Имени, и мы еще здесь услышим Ангельское славословие и сольемся в единый гимн и вместе с ними будем с небесной усладой восхвалять Дивное Имя Дивного Бога.

     Святии Божий, живя на земле, жили ангельской жизнью и в содружестве с Ангелами немолчно словословили всехвальное Имя Господа Иисуса. Потому и слышится в их песнопениях подпевание Певцам Небесным; о чем они весьма сдержанно говорят и лишь слегка приоткрывают нам сию тайну в таких словах:

     "Со бесплотными Твоими слугами Смея припеваю Ти и аз

     Земля и пепел сый Трисвятаго гласа пение

     С ними приношу Тебе, Преблагий" (Канон Св. Духу Максима Грека).

     В другом церковном песнопении они вещают нам тихим голосом:

     "Ныне Силы Небесные

     С нами невидимо служат..."

     И в самом известном и любимом, и мало понятном для большинства — в дивном песнопении:

     "Херувимской песни"

     они внушают нам, что мы сейчас, вот здесь, в этом храме, окруженные Херувимами, и сами, тайно образуем собою Херувимов, должны вместе с ними воспевать Животворящей Троице трисвятую песнь, припевающе Херувимам.

     И в сии священные минуты отложить всякое житейское попечение и с ангельскими чинами невидимо Царя всех вознести в нашем славословии, воспевая Ему Гимн Херувимской хвалы вместе с Небесными:

     Аллилуйя!

     Вот к сему "припевающе" херувимам они и нас приглашают, к сему небесному словословию и зовут, и умоляют, чтобы мы поспешили еще здесь получить навык в сем Ангельском труде.

     Для этого и предлагают навыкать сему "умному труду" здесь, доколе мы еще на земле. Ибо там будет продолжение только того, в чем пребывала душа здесь.

     Вечной жизнью Божественной мы начинаем жить здесь — умно трудясь в молитве непрестанной"...

Из книги монаха Сергия (Ситикова) "Тайна Царствия Божия"
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #78 : 08 11 2012, 15:09:53 »

"...Многие св. Отцы много потрудились в славном делании молитвы Иисусовой. Много потрудились и написать о сей дивной молитве. Как она мала — и как много о ней изречено сокровенного! Как она мала — и как много в ней великого! Как она проста и удобоизрекаема — и как неизглаголанна!

     Тайна действенности сей молитвы для нас НЕДОСТУПНА, как недоступен Сам Бог, ею именуемый. В этой малой молитовке, как в малом семени, сокрыта великая живительная благодать. И оправдалась на Отцах прикровенная притча Господня о малом семени горчичном:

     "Царство Небесное подобно зерну горчичному, — сказал Господь, — которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф. 13, 31—32).

     Посеяли Отцы сие семя малое — и выросло оно в великую и единственную в мире неподражаемую литературу святоотеческую, истинную путеводительницу ко Спасению.

     Посеяли Отцы сие семя малое — и выросло оно и принесло бессмертные плоды, Божественные, райские. Выросло сие семя в древо Жизни, что посреди смертного мира — в обители иноческие, в них же многие души укрылись и вкусили от плода бессмертия.

     Вырастет сие семя малое Царствия Божия, сия малая молитовка, в Тайну великого радования "О Бозе Спасе" и во всякой душе, которая неленостно потрудится посеять на поле своем сие малое семя. Мала она в форме — но вмещает Великого и Невместимого. Мала она в словах — но велика в действенной силе. Словеса ее исполнены непостижимой силы Божественной, как Сам Бог непостижим, Имя Которого она носит в себе.

     Словеса ее святы, ибо носят Имя Святого Бога: а Имя его Свято есть. Тайну сию познала Пресвятая Дева (Лк. 1, 49). Словеса сей молитовки — спасительные для грешников, и носят Имя Единственного Спасителя грешников. Сию тайну познали все грешники, которых она соделала святыми.


И сии Святые, познавшие тайну сей молитовки, пропели о ней Божественные песни и гимны. И вот одна из многих песен, пропетая св. Симеоном, архиепископом Солунским. Эта божественная песнь звучит в таких речениях:

     "Сия Божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая:

     Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Подательница Духа Святого и Божественных даров, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачеватель, пища, божественного просвещения подательница, Милости Божией источник, смиренным даровательница откровения тайн Божественных.

     ЕДИНСТВЕННАЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА, яко Имя Спасителя нашего Бога в себе носящая — Имя Иисуса Христа Сына Божия. "И несть иного имени под небом, с кем же подобает спастися нам" (Деян. 4, 12).

     Много изрекли Отцы о ней неудобь разумеваемого. Много написали. Но речениями прикровенными, тайными, недоступными для разума непросвещенного Благодатью Божией. Потому "мудрые и разумные" от книжного разума богословского много изрекли о ней хулений и нелепостей невежественных.

     И оставалась сия священная молитовка от дней древних и до последних сокровенной жемчужиной, зарытой в поле, которую покупали только Отцы, Великие Искатели Божией Красоты, покупали отречением и слезами, "умным житием". Ибо только этой ценой она приобретается.

     А для нас, не знающих отречения и имеющих "богатые владения помыслов и вожделений" в сем мире, она была недоступна всегда — как и ныне. Владеющий сим невещественным богатством — помыслами и вожделениями пока не продаст их не отрешится — не обретет сего сокровища.

     Отрешение и покаянный плач — это цена, коей обретается "умная молитва". Сия Божественная и сокровенная Молитва всегда скрывается в одиноких кельях Богомудрых иноков и в душах тайных искателей — странников, отрешенных и бесприютных, нищих и многоскорбных; только в них она имела приют, только им открывала свои тайны Царствия, только с ними делила свою богатую Тайную Вечерю и всегда при закрытых дверях.

     Таинство Богообщения совершалось втайне. В скорбях и слезах, в объятиях креста, они вкушали из ее рук Жизнь и бессмертие.

     И вот в последних временах Дух Святый благоволил изречь о ней некое сокровенное слово Богомудрыми устами Святителя Игнатия Брянчанинова, слово спасительное для нашей расслабленной веры и воли, чтобы мы нашим слабым произволением, презрев свое "владенье", хотя бы немного потрудились в призывании Святого Имени Божия — Оно сильно спасти нас, как спасло Отцов. Ибо они спасались призыванием Сего Имени.

     Святитель Игнатий Брянчанинов, великий и весьма опытный делатель сей молитвы, муж: благодатного разума, спрашивает: "В чем заключается сила Молитвы Иисусовой?" И сам же отвечает такими словами: "Сила молитвы     Иисусовой заключается в Божественном Имени Богочеловека, Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Господь Иисус Христос есть единственное средство нашего спасения и человеческое Имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную, всесвятую силу спасти нас".

     Вот слово, исполненное благодати и истины о тайне "умного делания", привлекающего и нас прибегнуть к сей "неограниченной всесвятой силе, нас спасающей", заключающейся в сем Святом Имени Святого Бога.

     И Богомудрый древний Отец — великий Варсонофий, говорит о том же, только иными словами:

     "Нам немощным остается только прибегать к Имени Иисусову, Ибо страсти суть демоны И исходят от призывания Сего Имени".

     И золотые уста церковные — св. Златоуст говорит о том же:

     "Имя Иисуса Христа страшно для демонов, для душевных страстей и недугов. Им украсим, им оградим себя".

     И св. Ерм, муж Апостольский, из глубокой древности вещает нам:

     "Имя Сына Божия велико и неизмеримо, И оно держит весь мир. И никем другим не может быть спасен кроме Его великого и прославленного Имени".

     И св. Апостол Петр, познавший неограниченную великую силу Имени Великого Бога, с Апостольской решительностью изрек перед всем неверным миром:

     "Нет другого Имени под небом данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". (Деян. 4, 12).

     Познали Отцы эту истину, что в сем Имени спасение и восприняли это Имя устами своими, И Оно ввело их внутрь — в Царство Небесного Бога.

     Восприняли Отцы сердцем эту малую молитовку, о дивном Имени Бога, и уплыли на ней, как на Великом Корабле, в дивный и необъятный Океан Божественной Жизни и Любви.

     Восприняли Отцы эту молитовку небесных звучаний своим очищенным слухом и услышали:

     "Среди гимнов небес, сие Имя чудес,

     И Предивное, и Пречудное, и Преславное!

      Превзошедшее звучанием славным

      Херувимские хоры.

     Потому все взоры святых —

     И дольних и Горних —

     С нежнейшей усладой взирают

     На Лик тот чудесный — земной и небесный —

     Что носит предивное Имя —

     И трепетным сердцем любя,

     Немолчно Его величают".

     Закончим эту главу святыми и горячими словами, исполненными божественного вдохновения и любви к сему святому Имени, Святителя Дмитрия Ростовского, который говорит:

     "Почему не сделается для тебя сладким Пресвятое Имя Господа Иисуса? Почему не разжжется и не распалится окаменелое сердце твое? Почему предпочитаешь об.ольстительную, мрачную суету — радостному пресладкому взыванию ко Господу? Зачем предпочитаешь окаянную, расслабленную леность — Усердному и теплому восклицанию к Богу? Взывай, взывай, не ленись! Восклицай к Нему тщательно, не чувствуя усталости Не давай сна очам твоим и зеницам дремания, Пока не обрящешь Искомого и не получишь Желаемого И не соединишься с Присносущным Всегда, день и ночь, непрестанно взывай к Богу, День и ночь устремляйся к Богу, День и ночь взыскуй Бога — Да обрящешь Его, да найдешь Искомого. Ища бо, несомненно обрящешь, И просяй, без сомнения приимет И толкущему отверзется, — сказал Господь".(Мф 7, 7—8)

      Помни, что все святые имели великую ревность и неутомимую любовь к Богу.

     От сильной любви к Богу они даже забывали иногда: в теле ли они? Ты же и малого не имеешь, чтобы мог сказать в день Суда! Гори и распаляйся Божественной любовию, Чтобы это всегда было твоим утешением Все речение и желание Твое направляй к Нему Да весь погрузишься в любовь к Нему И пребудешь с Ним едино, никогда не разлучаясь. Старайся трезвиться и прилагай всякий день усердие к усердию, да всегда восходишь к Нему желанием и любовию, да всегда распаляешь к Нему сердце свое, где будешь весь в Боге и Бог в тебе, да обрящешь тихое пристанище душе твоей, и сподобишься вечных благ".     (Алфавит Духовн. стр 240—242)

из книги монаха Сергия (Ситикова) "Тайна Царствия Божия"
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #79 : 09 11 2012, 09:23:37 »

"Весьма дивлюсь ясности твоего ума и прихожу в крайнее изумление от того, что через точные вопросы свои становишься ты виновником таких умозрений и столь важных исследований, когда приводишь меня в необходимость говорить и трудиться над доказатель­ствами тем, что предлагаешь мне необходимые и полезные вопросы. Ибо после тво­их вопросов и мне совершен­но необходимо дать ясные на них ответы. Так и теперь предложен­ный тобой вопрос был следу­ю­щего содержания: как представить себе есте­с­т­во (иной правильнее назвал бы сие сущностью, а не есте­с­т­вом) Отца и Сына и Святого Духа? Простым или сложным? Если оно просто, то как заключает в себе три – число наименован­ных выше? Что просто, то одновидно и нечислен­но; а что подлежит исчислению, то необходимо рассекает­ся, хотя бы и не было счисля­емо; и рассекаемое подлежит страданию, ибо сечение есть страдание. Итак, если есте­с­т­во Всесовершен­ного просто, то напрасно наречение Имен, а если наречение Имен истин­но и нужно веро­вать в Имена, то не имеет уже места одновидность и простота. Посему какое же есте­с­т­во Божье? – спрашивал ты меня.


Слово истины представит на сие объяснение со всею тщатель­ностью; оно не будет, по недостатку доказательств, неразумно заменять их призраком безотчетной веры, не покусит­ся закры­вать нетвердость своего убеждения свидетель­ствами древних басней, но точным исследованием и прямыми заключениями приведет в ясность достоверность умозрения. Да поступит же так слово наше, и да скажет, как нужно представлять себе Боже­с­т­во, простым ли чем или трой­с­т­вен­ным? Ибо так говорить и веро­вать принуждает нас трой­с­т­вен­ность имен. И некоторые, употребив во зло сии имена, составили нетвердые и совершен­но неуместные учения, полагая, что с про­изношением имен вместе и сущность терпит уже разделение. Но нам, как и сам ты говоришь, нужно оставить таковых, нетвердо доказыва­ю­щих приемлемое ими учение; устремим же ум свой на правильное усвоение познания. Итак, прежде определим, что такое есть Бог; потом тщатель­но займемся доказатель­ствами.

Сущность Божья, без сомнения, проста и нераздель­на, по самому естеству имея в себе простоту и бестелесность. Но, может быть, этому противоречит понятие о раздель­ности имен, числом три уничтожая одновидность Всесовершен­ного. Не­ужели же ради одновидности необходимо нам оставить исповедание Отца и Сына и Святого Духа? Никак. Ибо наречение имен не повредит нераздель­ному един­ству Всесовершен­ного. Умопостигаемое, хотя и много­имен­но (у каждого народа оно именует­ся весьма многими именами), однако же выше всякого наименования, потому что для умосозерцаемого и бесплотного нет ни одного соб­с­т­вен­ного имени. И как, соб­с­т­вен­но, наимено­вать то, что не подлежит нашим взорам, чего мы вовсе не можем уловить человеческими чувствами? Но для точнейшего уразумения целого возьмем малейшую частицу умосозерцаемого – душу. Душа называет­ся именем женского рода, но не имеет в себе никакого жен­ствен­ного свойства, так как, по существу своему, она ни мужеский пол, ни женский. Подобным образом и рождаемый душой λογος (слово) хотя имеет имя мужеского рода, однако же и он, как известно, состо­ит вне всякой, мужеской ли то или женской, телесности. А если и последние из умосозерцаемых – душа и слово – не имеют соб­с­т­вен­ных имен, то как можно сказать, что соб­с­т­вен­ными именами называют­ся такие предметы, которые в ряду умосозерцаемых суть первые и даже выше умосерзцаемого? Но хотя употребление имен полезно по необходимости, так как оно ведет нас к составлению понятия о предметах умосозерцаемых; однако же некоторые, думая, что вместе с наименованиями и самая сущность грубым образом делит­ся на части, представляют в мыслях сво­их нечто во всех отношениях недостойное Божест­вен­ного. Нам же, ценителям истины, нужно знать, что боже­с­т­вен­ная и нераздель­ная сущность Всесовершен­ного не сложна и единовидна, но для пользы нашего душевного спасения, как сказали мы, делит­ся, по-видимому, наименованиями и допускает необходимость деления. Как душа, которая сама есть суще­с­т­во умосозерцаемое, порождает множе­с­т­во беспредель­ных мыслей, однако же не делит­ся от того, что подлежит мышлению, и от предше­с­т­вовав­ших в ней мыслей не истощает­ся в богатстве мыслей, но более обогащает­ся, нежели оскудевает; и как это привносимое и общее всем слово не отдель­но от души, его про­износящей, но тем не менее бывает в то же время и в душах слуша­ю­щих, так что и от первой не отлучает­ся, и в последних находит­ся, про­изводит же более единение, нежели разделение их и наших душ – так и ты представляй Сына нимало неотлучным от Отца, Духа Святого неотлучным от Сына, неотлучным, как мысль от ума.

Как между умом, мыслью и душой невозможно представить какого-либо деления или сечения, так равно невозможно представлять никакого деления или сечения между Святым Духом, и Спасителем, и Отцом, потому что, как сказали мы, есте­с­т­во умосозерцаемого и Божест­вен­ного нераздель­но. Или еще: как невозможно найти деления между кругом солнечным и лучом по причине неизменя­емости, бестелесности, простоты и неделимости, напротив, луч соединен с кругом и, наоборот, круг, подобно роднику, потоками изливает на все лучи, как бы наводняя нас светом и вдруг погружая в море красоты; так, подобно каким-то лучам, ниспосланы к нам от Отца светоносный Иисус и Святой Дух. Ибо как лучи света, по природе своей имея между собой нераздель­ное соотношение, от света не отлучают­ся, друг от друга не отсекают­ся и до нас низводят дар света – таким же образом и Спаситель наш, и Святой Дух, как един­ствен­ный луч Отца, и преподают нам свет истины, и пребывают соединены с Отцом. И каким образом из водного источника, да­ю­щего без оскудения сладкую воду, иногда обильная и неудержимая струя, выходя в начале из одного ключа единым током, в течении сечет­ся на два ручья и, если смотреть на образовав­шиеся ручьи, имеет двойное течение, в самой же сущности от такого деления ничего не изменяет­ся, потому что течение, хотя разделяет­ся положением ручьев, однако же сохраняет одно и то же каче­с­т­во влаги, и каждый из ручьев, хотя представляет­ся теря­ю­щимся вдали и далеко отстоящим от источника, но, по непрерывности течения в источнике, относи­тель­но к началу, соединен с источником, его порожда­ю­щим: подобным образом и Бог всех благ, Стро­итель истины, Отец Спасителя, первая вина жизни, стебель бессмертия, источник присносущной жизни ниспослал нам сугубый, умосозерцаемый дар – Сына и Святого Духа, но Сам и по Своей сущности, не потерпел от этого никакого ущерба (ибо не подвергся какому-либо умалению вследствие прише­с­т­вия Их к нам). Они, снизойдя к нам, тем не менее пребывают неотлучными от Отца, ибо, как сказали мы в начале, есте­с­т­во Всесовершен­ных нераздель­но.

Весьма многое, достопочтен­нейший, и гораздо больше, чем сказано, можно было бы найти к ясному изложению самого необходимого вопроса об Отце и Сыне и Святом Духе, как имен­но надлежит понимать оный, но поскольку для тебя и для подобных тебе нетрудно и из немногого познать многое, то по сей причине признал я справедливым здесь прекратить слово о сем члене учения".



Св. Григорий Богослов "Послание 1. К монаху Евагрию. О Божест­ве"
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #80 : 19 11 2012, 19:01:33 »

... [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения...

Прп.Максим Исповедник, Вопросоответ к Фалассию №15
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #81 : 01 12 2012, 12:47:16 »

Свт. Иоанн Златоуст об Имени Божием

«Там, где призывается Христос, не найдётся ничего мерзкого, ничего нечистого. Ешь ли, пьёшь ли, женишься ли, отправляешься ли в путь, – всё делай во Имя Божье, т. е. призывая Бога на помощь. Берись за дело, прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнести? Поставь это Имя наперёд. Потому-то и мы в своих письмах впереди поставляем Имя Господа. Где Имя Господа, там всё благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более – Имя Христово... Всё совершай во Имя Господне, и всё у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь Именем Божьим, всё выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел... Дивно и велико Имя Его... Этому Имени нет ничего равного; оно всегда дивно: "Имя Твое", – говорится, – "как разлитое миро" (Песн. Песн. 1:2). И кто произнёс его, тот вдруг исполнился благоухания. "Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор. 12:3). Вот как столь много совершается этим Именем! Если слово "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" ты произнёс с верой, то ты всё совершил... Это Страшное Имя владычествует и над болезнями... Этим Именем обращена вселенная, разрушено тиранство, попран дьявол, отверзлись Небеса. Но что я говорю – небеса? Этим Именем возрождены мы, и если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и мучеников, и исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его» (Беседа 9-я на Послание к Колоссянам).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #82 : 05 12 2012, 13:36:12 »

"...Если, начав жить во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение и с прекословием [помыслам] соединим молитву, то будем хорошо идти мысленным путем, как со светильником света, с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа <...> Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, падем, будучи низринуты <...> или и совершенному закланию подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча — имени Иисус-Христова. Ибо только сей священный меч, будучи непрестанно вращаем в освобожденном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посекать, и попалять и поедать, как огонь солому.

Как дождь, чем в большем количестве ниспадает на землю, тем более умягчает ее; так и святое имя Христово, без помыслов нами возглашаемое, чем чаще призываем Его, тем более умягчает землю сердца нашего, преисполняя его радости и веселия.

Основание дома — камни; а сей добродетели [хранению ума] и основание и кровля — святое и поклоняемое имя Господа нашего Иисуса Христа. Скоро и легко потерпит кораблекрушение во время бури неразумный кормчий, который корабельников распустит, весла и паруса бросит в море, а сам ляжет спать; но еще скорее потоплена будет бесами душа, которая при начинающихся прилогах вознерадит о трезвении и о призывании имени Иисус-Христова.

Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус-Христово, как молния вращается в воздушном пространстве перед тем, как быть дождю. Блажен воистину, кто так прилепился мыслью к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим или пламя к свече. Солнце, проходя над землею, производит день; а святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солн-цетворных помышлений.

Когда рассеются облака, воздух начинает казаться чистым; когда же Солнцем правды Иисусом Христом рассеются страстные мечтания, тогда обычно в сердце рождаются световидные и звездо-видные помышления, по причине просвещения Иисусом воздуха сердечного."

Св. Исихий Иерусалимский
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #83 : 06 12 2012, 09:39:58 »

"...Ваше Императорское Величество, ныне еще есть время удержать Россию от тех бедствий, на которые наталкивают ее последние действия Св. Синода. Ныне еще есть возможность бесстрастно разрешить вопрос об Имени Божием, но если эти дни будут упущены, если суд Московской Синодальной Конторы состоится в таком виде, в каком он предположен Св. Синодом, то это неминуемо доведет догматический спор до такого обострения, в котором невозможно уже будет примирить мнения, но возможно будет лишь разделение, а к каким дальнейшим бедствиям это приведет Россию, это ведает один лишь Бог; одно лишь нам известно, что ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ИСТИННЫХ ДОГМАТОВ НАВЛЕКАЛО НА СТРАНУ И НА НАРОД ВЕЛИКИЙ ГНЕВ БОЖИЙ И ТЯЖКИЕ КАРЫ, от коих да избавит Царствие Господь. Сего ради я дерзнул написать сии строки и ныне УМЫВАЮ РУКИ И СЧИТАЮ СЕБЯ НЕПОВИННЫМ В ТЕХ БЕДСТВИЯХ, которые могут произойти от непризнания Божества Имени Божия, ибо я все сделал, что мог, чтобы осветить вопрос и Правительству Вашего Величества, и Иерархии Церкви, и ныне предаю судьбу свою в волю Господню и в руки Ваши"...

http://www.pravoslav.de/imiaslavie/jit_antony.htm
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #84 : 06 12 2012, 10:08:19 »

"...Рождается в уме нашем божественное некое состояние от непрестанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если не будем нерадеть о всегдашнем к Нему во уме молении <...> но воистину одно и одинаковым образом совершаемое всегда будем иметь дело призывания Иисуса Христа Господа нашего, с горением сердца взывая к Нему, да даст Он нам причаститься святого Имени Своего."

Св. Исихий Иерусалимский
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #85 : 07 12 2012, 09:28:37 »

http://vkuspravoslavia.livejournal.com/44585.html

http://vkuspravoslavia.livejournal.com/44365.html
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #86 : 10 12 2012, 14:36:52 »

"...Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель <...> а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, в научении нас которому потрудились многие преподобные отцы наши <...> Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры; Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровения тайн Божиих ходатаица, единая спасительница как имя Спасителя нашего Бога в себе носящая — имя Иисуса Христа, Сына Божия, на нас названное. И «нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись» <...> Всем верующим надлежит имя сие непрестанно исповедовать, и для проповедания веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу <...> Сие призывание всякий благочестивый всегда да возглашает как молитву, умом своим и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склонясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, — и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость <...>"

Свт. Симеон Солунский
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #87 : 11 12 2012, 09:45:14 »

Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому, т.е., что имя Его есть он Сам - единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, т.е. не ограничиваемое им и ничем сущим.

Св.прав.Иоанн Кронштадтский
Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #88 : 11 12 2012, 21:25:43 »

Все равно моему невежеству непонятно как, на основании изложенного, выводится догмат о имяславии?
Записан

мне бы ваши заботы...
Игнатий
Старец
*****

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1440



« Ответ #89 : 12 12 2012, 07:23:07 »

Все равно моему невежеству непонятно как, на основании изложенного, выводится догмат о имяславии?
Я чего-то пропустил. Какой догмат?
Записан
Страниц: 1 ... 4 5 [6] 7 8 ... 12   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!