Православный форум ИПЦ Калужской епархии
16 12 2019, 06:40:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 12   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Имя Божие  (Прочитано 63120 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« : 18 06 2012, 19:37:29 »

Богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие


Св. мч. Михаил Новосёлов: "Не за хулу ли на страшное Имя Божие иерархия наша несет тяжелые удары, начиная с первых дней революции? Не эта ли хула является причиной того бессилия, того как бы параличного состояния, в котором находятся наши правящие иерархи, сами сознающиеся в этой параличности, хотя и не сознающие, кажется, причины ее? Словесное стадо разбредается и разбегается в разные стороны, увлекаемое "в научения различна и странна", а кормчие Церкви, словно богаделенские старички, только поглядывают из окон своей богадельни на словесных овец, которым вместо единой, строгой, вековечной, живой и животворящей Истины Православия предлагаются многообразные суррогаты гуманистической морали, мелодраматической проповеди, богослужебной лжеэстетики...

Я сказал: "поглядывают". Нет, не только поглядывают, но и принимают иногда прямое или косвенное участие в культивировании этих суррогатов. А если так, то зачем им богодейственное, непобедимое и страшное Имя Божие, которое нужно и близко, и дорого и опытно понятно лишь тем, для кого христианство есть "великая тайна" претворения ветхого человека в новую тварь, обожение человека через боговселение, подаваемое чудотворящим Именем Иисусовым, таинственно вселяющимся в сердце человеческое? Дорогой NN! Говорю Вам, как другу и брату о Господе: вникните в этот великий спор о Имени Божием, который Вы до сих пор обходили, словно боясь обжечься. Вы должны это сделать, если не как христианин, то, по крайней мере, как миссионер. Но, конечно, Вы ничего не увидите, если будете подходить к вопросу с общемиссионерскими приемами, а не со страхом Божиим, этим началом премудрости. Поверьте, что этот вопрос несоизмеримо важнее всех, поднятых на Всерос. Церк. Соборе и поднимаемых на теперешнем Высшем Церковном Управлении. В правильном решении его сокрыто наше религиозное будущее".
http://rusbrat.org/imyslavie/66-novoselov-ob-imeny
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #1 : 18 06 2012, 19:43:31 »

Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата

Св. Игнатий (Брянчанинов): "Неведение может быть извинено на суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово; тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат Христианской веры. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического" (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником).
« Последнее редактирование: 18 06 2012, 20:00:24 от АЗ » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #2 : 18 06 2012, 20:02:25 »

Имя Господа нашего Иисуса Христа — Божественно

Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Имя Господа нашего Иисуса Христа — Божественно; сила и действие этого имени — Божественны; они — всемогущи и спасительны; они — превыше нашего понятия, недоступны для него. С верою, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа" (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #3 : 18 06 2012, 20:09:49 »

Сила молитвы Иисусовой - в Божественном имени Богочеловека

Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Ученик. В чем заключается сила молитвы Иисусовой?
Старец. В Божественном имени Богочеловека, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Апостолы, как видим из книги Деяний их и из Евангелия, совершали великие чудеса именем Господа Иисуса Христа: исцеляли недуги, неисцелимые средствами человеческими, воскрешали мертвых, повелевали бесам, изгоняли их из одержимых ими человеков" (О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #4 : 18 06 2012, 20:11:52 »

Письмо В.Н. Лосского митр. Вениамину (Федченкову)

"Вы ждете от меня ответа по поводу имяславия. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на наш вопрос, вернее, — наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении (“символе”) Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала “торжеством Православия”, так и теперь православное учение об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее) — должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости. Вопрос об “имяславстве” стоит где-то в глубине церковного сознания. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но “имяславские споры” наметили два тока в Русском Богословии, сознательно или бессознательно определившихся по отношению к “имяславству”. Один ток — враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только “иконоборцы”, рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепые к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антоний [Храповицкий], как самый яркий пример. Другие течения, — не всегда прямо и открыто примыкающие к имяславию, — представляют, тем не менее, крайнее, “имябожное” его выражение, где самая звуковая материя, так сказать “плоть” имени уже становится Божественной по природе, некоей естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную “нетварность” доски и краски икон). Этот последний ток — в широком смысле — развертывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то, и другое ложно. Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу архиепископа Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и “очевидная” духовно — многие вопросы сами собой отпадут, и многие сложности представятся детски простыми".
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr_concl.htm
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #5 : 18 06 2012, 20:13:45 »

Вопрос об имени Божием можно попробовать пояснить по аналогии с Евхаристией, например (еще точнее аналогия с иконой)

Православный скажет, что тварные по сущности Дары Евхаристии Божественны, так как в них присутствует вся полнота Божества телесно, т.е. они суть Бог в силу ипостасного единства.
Язычник-пантеист сказал бы, что хлеб и вино Бог сами по себе, они божественны по сущности.
А протестант скажет, что они обычные хлеб и вино и их нельзя назвать божественными ни в каком смысле, но Бог если и присутствует в них, то субъективно - исключительно по вере причащающегося.

В имяславском споре Флоренский и т.п. были язычниками-имябожниками, для них сущностно божественна сама "телесная оболочка" имен Божиих, потому практика молитвы Иисусовой приобретает магический (теургический, как выражался Флоренский) характер.
Храповицкий и т.п. были протестантами-имяборцами, для них имя условный знак (или звук), сам по себе пустой, потому плоды молитвы зависят исключительно от благочестивого настроя сердца.
А осужденные афонские монахи (схимон. Иларион, иером. Антоний Булатович) были православными имяславцами, для них имя Божие Божественно по энергии Божией, поэтому освящающая действенность молитвы зависит исключительно от присутствия Бога в Своем имени, произносимом молящимся, а от благочестивого настроя самого молящегося зависит только в спасение будет это действие или в осуждение.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #6 : 18 06 2012, 20:18:08 »

Преп. Анастасий Синаит о имени «Бог»

«Вопрос: Имя Божие является ли сущностным, личным, действенным, символическим или метафорическим?
Ответ: Ясно, что оно есть действенное (греч. «энергетики»), ибо оно не обнаруживает для нас сущность Божию (ведь познать ее невозможно), но [имя] «Бог» являет нам только доступное созерцанию действие Его» (Путеводитель II, 2).
« Последнее редактирование: 18 06 2012, 20:22:59 от АЗ » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #7 : 18 06 2012, 20:21:57 »

Св. Игнатий о силе имени Иисуса Христа

«Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека, Господа нашего, Иисуса Христа»
(Слово о молитве Иисусовой // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 2. М., 2006. С. 221).

«Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне <…> О, какой дар; он – залог нескончаемых бесконечных благ! он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограниченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу. Податель бесценного, нетленного дара!» (С. 217-218).

«…величие имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и неба: постижение его непостижимо приемлется младенческою простотою и верою» (С. 223).

«Оно действует подобно принятому врачевству, образ действия которого неизвестен больному и непостижим для него, а самое действие очевидно по производимому исцелению» (С. 226).

«Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно – Дух; оно животворит, изменяет, переплавляет, боготворит» (С. 236).
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #8 : 18 06 2012, 20:31:09 »

Имена, которыми Сам Господь наименовал Себя... Воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям

Свт. Григорий Палама: "Безымянной же является сия сверхсущностная сущность как превосходящая всякое имя; ведь и те [имена], которыми Сам Господь наименовал Себя, глаголя: Азъ есмъ Сый, и Бог, и Свет, и Истина и Живот, которые богословы преимущественно относят к сверхбожественной божественности, – и они также являются именами энергий. Ибо «когда мы называем сверхсущностную сокровенность Богом или Жизнью, или Сущностью, или Светом, или Словом, то ничего иного не подразумеваем, кроме исходящих от Нее к нам сил, обоживающих или сущностотворных(ουσιοποιους), или животворных, или умудряющих». И когда говорим, что Он Святой святых, или Господь господей, или Бог богов, или Царь царствующих, то показываем этим, что подразумеваем исходящие к нам Его силы, и что воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям, причащаясь или стремясь причащаться [их]. Ибо откуда [возьмутся] многие святые, если не причастятся Его святости? Откуда и многие боги, имеющие в будущем оном и нескончаемом веке стоящим посреди них единого Бога, если не причастятся Его божественности? Откуда же и таковые господа, и цари, если не причастятся Его господства и царства? Так тварного ли они причастятся царства или божества, или святости? Прочь от такого богохульства! Ибо говорящий так делает тварью Бога и называет тварным Его царство, божественность и святость" (О божественных энергиях и их причастии 16).
« Последнее редактирование: 18 06 2012, 20:33:43 от АЗ » Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #9 : 22 06 2012, 09:14:19 »

Божественное имя Божие не освящает и не приобщает благодати одним произношением уст. Освящение происходит по мере развития способности духа к восприятию истины. То есть, по мере очищения духа от всякого рода лжи -  чувственных пристрастий, плотских привязанностей.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #10 : 22 06 2012, 19:51:19 »

Верно. Так же, как и с любой святыней, таинствами и т.д.
Есть еще такое понятие "во осуждение".
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #11 : 22 06 2012, 22:33:31 »

  осужденные афонские монахи (схимон. Иларион, иером. Антоний Булатович) были православными имяславцами
Что значит "православными"? То есть, их учение верно?
О.Петр Пиголь приводит слова схм Илариона:«мы, утверждаясь на опыте сердечных чувств, говорим, что в имени Иисус находится Сам Господь наш Иисус Христос всеми Своими совершенствами, качествами и свойствами. А поэтому имя сие – Иисус Христос – есть Сам Он, дражайший Искупитель наш Господь. Как во плоти Христа обитала вся полнота Божества, так и здесь».
и схимонаха Ильинского скита Хрисанфа:
«Итак, автор номинальное, невещественное имя Иисус олицетворяет в живое и самое высочайшее Существо Бога. Такая мысль есть пантеистическая, то есть сливающая Существо Божие с чем-либо находящимся вне Его Существа… Вот до каких увлечений приводит самомнение! В молитве Иисусовой произносимые имена служат посредствующей силой для привлечения к нам Господа Иисуса Христа, к близкому единению с Ним, но никак не сами по себе эти имена имеют могущественную силу, а она является от Самого Господа, ибо если их в молитве произносят без всякого чувства и внимания, то они не производят благодатного действия – Бог их не услышит и даже гневается на такую бездушную молитву".
« Последнее редактирование: 22 06 2012, 22:49:47 от Владимир Ив. » Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #12 : 25 06 2012, 15:49:03 »

Да.
Схимон. Иларион повторяет св. Иоанна Кронштадтского.
А Хрисанф пишет полную ерунду, т.е. он, кажется, совсем не понимал, о чем речь.
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #13 : 04 07 2012, 20:29:51 »

Вопрос об имени Божием можно попробовать пояснить по аналогии с Евхаристией, например (еще точнее аналогия с иконой)

...А осужденные афонские монахи (схимон. Иларион, иером. Антоний Булатович) были православными имяславцами, для них имя Божие Божественно по энергии Божией, поэтому освящающая действенность молитвы зависит исключительно от присутствия Бога в Своем имени, произносимом молящимся, а от благочестивого настроя самого молящегося зависит только в спасение будет это действие или в осуждение.

 "...приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Матф.15:8).
 "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21).
Думаю, ошибочно «вселять» Бога в уста. Молиться можно молча, одним умом. Бог присутствует везде, но действе его духовно, поэтому оно «присутствует» не в устах, а в сердце, в духе человеческом.
Записан
Владимир Ив.
Гость
« Ответ #14 : 04 07 2012, 20:44:12 »


Схимон. Иларион повторяет св. Иоанна Кронштадтского.
А Хрисанф пишет полную ерунду, т.е. он, кажется, совсем не понимал, о чем речь.

"Видно, что апологетам учения имябожников за недостатком свидетельств, подтверждающих их учение, о том, достаточно ли авторитетно то свидетельство, на которое они ссылаются, думать не приходилось, и они брали всё, что казалось им сколько-нибудь благоприятствующим их заблуждению. Примером такого рассчитано-беспорядочного пользования источниками может служить брошюра инока Павла Кусмарцева: «Мысли Отцов Церкви о именах Божиих». Здесь за мысли Отцов Церкви выдаются мнения лиц, к числу Отцов Церкви вовсе не принадлежащих, напр., Паисия Величковского, отца Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, митр. Макария (Булгакова), Филарета, архиеп. Черниговского, Иринея, архиеп. Псковского, прот. Г. Дьяченко, Виктора Успенского, проф. Катанского, подвижника Глинской пустыни отца Порфирия, какой-то Елены Ивановны Мотовиловой и др. Помещены в качестве мыслей Отцов Церкви и выдержки из нашей статьи: «Афонская смута», по мнению составителя, благоприятствующая учению имябожников, выдержки из Троицких листков, из анонимного толкования на Псалтирь. И всё это помещено в книге, носящей заглавие «Мысли свв. Отцов Церкви об имени Божием» и при том вперемежку с выдержками из Свв. Отцов и даже текстами Св. Писания. Никакой системы в распределении выдержек уловить невозможно, и видно, что составитель брошюры заботился лишь об одном — чтобы их было как можно больше, для чего он не приводит учения какого-либо автора об имени Божием в одном месте, а разбрасывает выдержки из одного и того же автора по всей брошюре. Например, отцу Иоанну Кронштадтскому принадлежат выдержки за №№ 5-10, 13, 14, 21, 27, 28, 36, 102, 115, 118, 159, 167, 168, 170, 171, 172, 212, 213, 214, 215. Также расположены выдержки и из св. Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского и др. Для умножения количества выдержек (всего их 216), некоторые приводятся по несколько раз (69) , не говоря уже о том, что многие из приведенных текстов никакого отношения к вопросу не имеют (70) .
Еще более красноречивым показателем невозможности найти в святоотеческой письменности подтверждение учения имябожников является смелый прием их апологетов, имя которому — подделка текстов. В прежней своей статье «Афонская смута» мы указали на неправильное цитирование главного текста, на который ссылаются имябожники — слова бл. Феофилакта Болгарского: «Имя Иисуса есть Бог», которые имябожники приводят в таком виде: «Имя Иисус есть Бог», вследствие чего слова Феофилакта, имеющие тот смысл, что Иисус называется Богом, получают другой смысл, будто самое имя Иисус есть Бог (71) . Но тогда мы допускали, что такое искажение может быть лишь досадной опечаткой".
   
Из книги: Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники. Была написана проф. Сергеем Викторовичем Троицким по горячим следам Афонской смуты.
Работа «Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожники» была опубликована в «Прибавлении к Церковным Ведомостям», №№ 37-52 (начало публикации — 1913 год).
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 12   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!