Православный форум ИПЦ Калужской епархии
19 11 2019, 09:51:22 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 10 11 [12]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Имя Божие  (Прочитано 62839 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #165 : 17 12 2016, 19:02:05 »

Алексей Зайцев
27 ноября в 17:03

в день памяти св. Григория Паламы -- памятка по актуальному вопросу:

Палама различает, с одной стороны, понятие "имя Божие" как плод тварной человеческой мысли, выражаемый звучащим или написанным словом (см., например, Против Григоры 26–28) в рамках так называемого естественного откровения, когда из познания чувственного творения человек делает некоторые заключения о Творце.

с другой стороны -- имя Божие как нетварное самооткровение Самого Бога, как Его собственное превышающее наш разум божественное слово – имя, «которое превыше всякого имени, и всякого слова, и разума» (см. Омилия 60. На Богоявление 4), предвечное имя, которого «нет ничего старше» (см. Омилия 57. В неделю Отцов 1), имя, которое не мы нарекаем Ему, а которым Он Сам именует Себя (см. О божественных энергиях и их причастии 16).

одно дело – смутное предзнание Бога через созданный Им чувственный мир и в соответствие с этим предзнанием наречение Ему имен, что возможно даже и для мудрых естественной человеческой мудростью язычников (см. Антирретики против Акиндина 4. 18. 48). совсем другое – видение Бога непосредственно, лицом к лицу, в нетварном Свете Его самооткровения, когда Он Сам нарекает Себе неизреченные имена, – познание этих имен Божиих доступно по благодати только святым.

Бог даже в Его энергиях непостижим тварной силой человеческого ума, но видим только силой Святого Духа (см. подробно Антирретики против Акиндина 4. 15-19). Бог познается и именуется не посредством человеческих тварных мыслей, но по Его же нетварным энергиям (там же 1. 3. 6).

человеческий разум сам по себе не способен давать имена Богу, подобно тому, как он дает имена тварям, которых он познает как объект познания, определяет посредством своей мысли их свойства и в соответствие с этими свойствами нарекает им словесные имена. Бог -- не объект (в Послании Синода 1913 Бог фактически относится к предметам) познания для нашего тварного разума, который своей мыслью якобы познает Его и определяет. не человеческий разум своей тварной силой постигает Бога и дает Ему имена, но Бог открывается по благодати человеку Своими предвечными именами. в этом смысле мы и говорим об именах Божиих как божественных нетварных энергиях.

будучи восприняты "переустроенным" Духом умом святых, эти имена–энергии "облекаются" в тварные человеческие мысли, изрекаются тварными звуками или записываются тварными буквами ("они (святые), хотя видели и на более высоком уровне, чем наш, тем не менее, рассказывали об этом посредством телесных звуков и знакомых нам образов, то есть тварных" (Антирретики против Акиндина 4. 16. 43)). в этом смысле мы говорим об именах Божиих как священных символах, словесных иконах, которые суть тварные образы нетварных имен–энергий.

противники имяславия, допускающие только "обывательское" представление об "именах Божиих" (именование по аналогии), в качестве аргумента приводят такие якобы исключающие возможность говорить об именах как энергиях слова Паламы: "а Григора, думая, что это сказано во временном смысле, поставил божественную природу впереди божественных энергий, сумасшедшим образом предположив, что божественные энергии – это то же, что имена" (Против Григоры 28).

о чем тут речь? Григора отрицал реальное различие сущности и энергий в Боге. а те места из писаний св. отцов, в которых на это различие указывалось, он толковал в том смысле, что различие это якобы только номинально. т. е. оно существует лишь в нашем мышлении и языке, который и выражает его различными именами. в реальности же – в Самом Боге – есть будто бы одна только простая сущность, в которой якобы нет и не может быть никаких различий. посему-де "энергии – это то же, что имена", под именами имея в виду обычные человеческие умозаключения, выраженные словесно.

и в цитатник:

ученик Паламы Давид Дисипат: "Если же эти имена не обнаруживают ни частные божественные сущности, ни на одну простую единственную сущность, то остается признать, что согласно святым богословам, они по природе присущи Богу, являясь силами и энергиями, и отличительными или опознавательными, особенностями Божественной природы" (О богохульствах Варлаама и Акиндина 26).

св. Марк Эфесский: "Как совпадает в одном и том же [существе] и бытие ничем из сущего и бытие опять всем [сущим]? Ведь никогда не может быть ничего среднего между сущностью Бога и сущими, соответственно чему Бог именовался бы сущим как причина (а не по самой [своей] сущности). Чем оно может быть иным, кроме как энергией, которую даже если кто захочет назвать смыслом или идеей сущего, мы не будем возражать, – за исключением того, что (заметим), что Художник наш (Бог) именуется не от [тварных] идей, [но как] имеющий собственное имя и смысл [своей] сущности, а сама идея художества познается и приводится в завершение извне. Бог же, будучи безымянен по сущности [Своей] и по природе и от вечности предержа и превосходя в Себе Самом идеи сущего, именуется сообразно им и от них" (О сущности и энергии 16).

и еще для начальной школы -- о том, что энергии Божии -- это Сам Бог (обычно приводится одна и та же цитата из Послания Паламы Гавре):

"Причастия (энергии) же суть те, о которых сказал и св. Максим: "самобытие, самоблагость и самопремудрость" и тому подобное, что и он назвал Богом..." (Антирретики против Акиндина 2.11.43).

"Эти силы есть Сам Бог, ибо они суть те, по которым сущие причащаются Бога" (там же. 4.12.29).

контекст желающие могут посмотреть сами.

https://www.facebook.com/groups/izglubinki/permalink/1423801777637878/
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #166 : 03 05 2017, 10:52:43 »

Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно если просишь чего у Отца Небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный о имени Своего возлюбленного Сына все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди его, - а в таинствах и вовсе невзирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила.

св.прав. Иоанн Кронштадтский
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #167 : 14 05 2017, 07:48:52 »

Митрополит Киевский Исаия Копинский об отвержении умного делания как причине грехопадения и усвоении его как причине восстановления
(он был незаконно смещен с кафедры Петром Могилой, по смерти предан забвению, его "Алфавит духовный" издавался в собрании сочинений Димитрия Ростовского):

"Первейшая заповедь Адаму в раю была такая: делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы правильно разуметь, и хранить заповедание, чтобы не преступать его. Но поскольку он не делал разумом, то не сохранил заповедания, ибо от неделания умного прежде всего возросло в Адаме неверие – не веровать Богу, Который сказал и заповедал. Затем от неверия произошло преслушание и преступление, а от преступления – отпадение от Господней благодати и отлучение от Его Божественной любви" (Алфавит духовный 1.1.2).

"Итак, прежде всего подобает учиться не только внешнему труду, но и умному деланию, разуму и познанию. И всякий, научившийся разуму и познанию всех вещей, легко принимает и веру, сохраняет все Господни заповеди, уповает на Бога, любит Его всем своим сердцем и соединяется с Ним воедино, так что он весь пребывает в Боге и Бог в нем. Таковой прежде воскресения души и прежде жизни жизнь вечную наследует, дабы бессловесие смерти было побеждено жизнью разума и познания, ибо это, как сказано, жизнь вечная – это значит познать Господа, а смерть – не знать о Нем" (1.1.10).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #168 : 04 08 2017, 15:46:30 »

«О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою…»

(Мар Исаак Сирин. Беседа 5, о сокровенной молитве, 5).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #169 : 04 02 2018, 14:15:44 »

170 глава Исихия в Славянском Добротолюбии Паисия Величковского: "…не мощно очиститися сердцу от скверных губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени. Аще ли же истинно сие, якоже зрю, да соединим имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть свет, те же тьма; и ово же есть Бог и Владыка, те же раби бесом".

в цитате из жития Серафима Саровского (М, 1851): "нельзя очиститься сердцу от скверных губительных помыслов без молитвы Иисусова имени. Если же это истинно, как я думаю, то соединим имя Иисусово с дыханием нашим. Ибо оно есть свет, а те (помыслы) тьма; оно -- Бог и Владыка, а те -- рабы бесов".
Записан
Страниц: 1 ... 10 11 [12]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!