Православный форум ИПЦ Калужской епархии
09 12 2019, 04:30:36 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 29   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Оценка деятельности митр.Сергия (Страгородского)  (Прочитано 140074 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #15 : 24 01 2012, 11:25:12 »

Св. Иларий Пиктавийский: «Для того вы и поставлены, затем вы и смотрите, чтобы все ваши подданные пользовались дорогою для них свободою. Возмущенный мир в Церкви нельзя восстановить, разрозненных нельзя собрать иначе, как предоставив им полную свободу жить по своим убеждениям без всякого рабского принуждения» (К Констанцию 1, 2) .

Св. Иларий Пиктавийский: «И если даже вы употребили бы подобное насилие в интересах истинной веры, и тогда епископы, с их учительским авторитетом, пошли бы против вас и сказали: Бог, Господь всей вселенной, не нуждается Он в подневольном послушании, не требует вынужденного исповедания. Его нельзя обмануть, а Его благоволение можно заслужить искренним исповеданием Его. Не для Него, а ради нас самих должны мы чтить Его. Я и до крещения могу допустить только желающего, выслушать лишь того, кто просит, и запечатлеть печатью дара Святого Духа того, кто исповедует веру» (К Констанцию 1, 7) .

Св. Осия Кордубский (Констанцию): «Перестань принуждать, не издавай эдиктов, не посылай комитов, возврати изгнанных. Перестань, прошу тебя, и помни, что ты смертный человек. Побойся дня судного, сохрани себя к этому дню чистым. Не мешайся в дела церковные и не давай нам приказов; не тебе нас учить в этой области, ты сам должен слушаться нас. Тебе Бог вручил царство, нам вверил Церковь. Кто подрывает твою власть, противится Богу, поставившему тебя? Бойся же и ты, чтобы не впасть в тяжкое преступление, привлекая в свое заведывание дела Церкви. Написано: воздавайте кесарево кесарю и Божие Богу (Мф. 22, 21). Нам не должно начальствовать на земле, ни тебе воскурять фимиам» (Апология Афанасия. История арианства к монахам 44) .
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #16 : 24 01 2012, 11:28:15 »

Напомню еще про противостояние Юлиану Отступнику, вплоть до молитв о его смерти  улыбка

А тут, блин, литургическое прошение о "богоданном вожде Иосифе"  бу-га-га   
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #17 : 24 01 2012, 14:35:25 »

В этой связи, и мне тоже не совсем понятно, что страшного в Декларации митрополита Сергия. То, как церковное устроение разворотил Пётр Первый, мне видится куда большим кошмаром. Но никто архиереев того времени не называет "соглашателями" или чем-то подобным...

Резюме: прошу разъяснений.

Деятельность Сергия - это не только декларация, декларация - только начало. Затем была узурпация церковной власти, создание самопального синода, борьба с не согласными с его антиканоническими действиями исповедниками, наложение прещений, вплоть до извержения неугодных большевикам епископов, составление списков неблагонадежных, отказ от мучеников (которые семя Церкви), хула на них и т.д. и т.п.

Петр все же не объявлял себя безбожником и не ставил цели уничтожать Церковь (и религию как таковую), хотя в своем контексте хорош, конечно, был гусь. Большевики такие цели открыто ставили. Поэтому соглашательство, точнее, прямое подчинение им - декларация согласия с их целями, содействие в борьбе с Церковью.
« Последнее редактирование: 24 01 2012, 19:31:17 от АЗ » Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #18 : 24 01 2012, 15:46:12 »

Хоть что-то вразумительное...
Конечно, молитвы о смерти Юлиана, прямо таки верх благочестия поцелуй. А что до богоданного вождя Иосифа, так это не м.Сергия фразочка, а совсем другого персонажа, который быть может, имел к тому личные меркантильные мотивы.
А что декларация - декларация согласия с "их" целями, явная натяжечка, ну не думал м.Сергий, что большевички такими бяками окажутся.
Записан

мне бы ваши заботы...
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #19 : 24 01 2012, 19:17:53 »

Хоть что-то вразумительное...

Ага, вразумляйтесь.

Конечно, молитвы о смерти Юлиана, прямо таки верх благочестия

Вы и по верхам благочестия специалист?
А так, если под христианским благочестием не подразумевать гуманизма какого-нибудь, то и ничего, нормально. Особенно если иметь в виду, что не от ветра головы своея, а по вдохновению Св. Духа.
Записан
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #20 : 24 01 2012, 19:28:49 »

А что до богоданного вождя Иосифа, так это не м.Сергия фразочка, а совсем другого персонажа, который быть может, имел к тому личные меркантильные мотивы.
А что декларация - декларация согласия с "их" целями, явная натяжечка, ну не думал м.Сергий, что большевички такими бяками окажутся.

Эта, как Вы выражаетесь, фразочка была вставлена в 1936 г. в ектению по решению Сергиевского синода.

Что думал в себе митр. Сергий, для церковной оценки его деятельности неважно (это уж в компетенции суда Божия), важно то, что он делал и о чем открыто свидетельствовал.

То, что большевики "бяки", еще в 17 г. адекватным людям было ясно. А то, что он не ожидал, что они не будут держать обещаний и кинут - опять-таки надо было думать, с кем в игры играешь. Впрочем, в конце 30-х кинули, в 1943 г. подняли. А лично так и вовсе с 1927 г. ни разу не тронули.
Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #21 : 24 01 2012, 21:54:42 »

А Вы, таки специалист по внушениям Св.Духа?
Записан

мне бы ваши заботы...
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #22 : 25 01 2012, 11:25:50 »

А Вы, таки специалист по внушениям Св.Духа?

Не без этого. Но даже не будучи специалистом, а просто православно верующим, не трудно же предположить, что если речь о деяниях святых, засвидетельствованных Писанием, то внушение Св. Духа скорее всего не исключено.

А зачем Вы запятую после "Вы" поставили?

PS Юмор люблю, но все же давайте не будем увлекаться и отвлекаться. Если хотите пошутить, это ничего, но, пожалуйста, шутите между делом, а не вместо дела.
Записан
Павел
Послушник
***

Мытарства: -1
Офлайн Офлайн

Сообщений: 194



« Ответ #23 : 25 01 2012, 21:55:08 »

Если по делу, тогда необоснованны нападки на м.Сергия. В конце концов, патриарх Тихон первый заявил, что "я, типа, советской власти не враг" со всеми вытекающими... Как синодалы царя Петра на коленях умоляли принять титул "Отца отечества" тоже история хранит, а это покруче "богодарованного вождя" будет. Вот и получается, что Декларация не от ветра головы м.Сергия, а вполне в струе "исторического предания". наливай

  p.s. Златоуст, конечно, бывал гоним, так и гоняла-то его официальная церковь, по заказу византийского кремля.
Записан

мне бы ваши заботы...
АЗ
Модератор
Старец
*****

Мытарства: 2
Офлайн Офлайн

Сообщений: 1832


« Ответ #24 : 25 01 2012, 22:04:50 »

Вы хотя бы (простите уж за непрошеный совет, но это исключительно на правах модератора) просмотрите то, что процитировано в этой теме, сходите по ссылкам, книгу А. Мазырина полистайте. Что за страсть безапелляционно судить о том, о чем самое смутное представление.
Впредь или хоть чем-то обосновывайте свои заявления, или буду удалять. Этот раздел не с психотерапевтическими целями создавался.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #25 : 26 01 2012, 21:53:48 »

"...Политические критерии митрополит Сергий полагал и в основу классификации возникших в 1920—1930-е годы в Русской Церкви разделений. Пример этому можно найти в написанном митрополитом Сергием предисловии к вышедшей в 1942 году книге «Правда о религии в России» (Правда о религии в России. М.: Изд. МП, 1942. С. 10—11): «Те, кто не хотел отказаться от царской власти, не могли оставаться в Церкви, которая готова была обойтись без царя и не имела ничего против советской власти. Отсюда явились разные эмигрантские расколы, увлекшие из Церкви едва ли не всю нашу церковную эмиграцию. Одновременно с ними и, очень может быть, под их активным влиянием отделились от нас и некоторые центробежные группы в пределах России: иоанниты-иосифляне, викторовцы, данилов-цы и просто наши оппозиционеры, не мирившиеся с молитвой за советскую власть и вообще с краснотою, как они называли, нашей ориентации.

На левом фланге стоят уже расколы революционного происхождения, воспользовавшиеся открывшейся свободой не считаться с правилами и традициями Церкви и устраивать свою личную и профессиональную жизнь по своему усмотрению. Таковы обновленцы, отчасти григорьевцы. Сюда же нужно отнести и авантюрную деятельность Андрея Ухтомского, вообразившего себя чем-то вроде мессии старообрядчества, отчасти как будто из раздражения на центральную церковную власть.

Наконец, явились просто любители самочиния и всяких разделений, побуждаемые к тому иногда личными соображениями; эти пользуются, главным образом, тем, что, при действующей в государстве полной свободе вероисповедания, нарушения церковной дисциплины государством не наказуются. Например, один очень видный архиерей отошел от нас из-за того, что состав тогдашнего Синода казался ему не внушающим доверия» .

Трудно было бы ждать от митрополита Сергия какого-то иного объяснения происхождения церковных разделений, да еще в вышедшей в годы войны откровенно пропагандистской книге. Предложенная им схема выглядит достаточно просто, однако считать ее правдивой нельзя. Многие из числа «правых» оппозиционеров не были такими монархистами, как их пытался представить митрополит Сергий. Возглавлявший «иосифлян» (объединенных почему-то здесь с «иоаннитами») митрополит Иосиф (Петровых), например, считал для себя возможным делать такие заявления: «Никогда не был особым сторонником старого режима, с коим у меня посему даже были в прошлом немалые недоразумения (прекращение мною в 1905 г. всякого поминовения царской фамилии за Богослужением и за это лишение на некоторое время возможности священнослужения, перевод на худшее место, лишение наград и повышений по службе и т. п.)». Видный московский «иосифлянин» (впоследствии примирившийся с Заместителем), протоиерей Валентин Свенцицкий в определении своего отношения к монархии заходил еще дальше. «Лично я — противник царской власти и соввласть считаю наиболее пригодной государственной системой, если отбросить ее атеистичность», — показал он на допросе в 1928 году. Святой митрополит Ярославский Агафангел (а судя по всему, именно он подразумевался митрополитом Сергием под «одним очень видным архиереем», смутившимся «составом тогдашнего Синода»*) вовсе не был «любителем всяких разделений», напротив, заботу о мире церковном он клал в основу своей деятельности."
_________________________________________________________________

Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Введение.

http://krotov.info/history/20/1920/mazyrin_01.htm

Кстати, о "примирении" прот.Валентина Свенцицкого с митр.Сергием есть несколько версий, по одной из которых - письмо прот.Валентина было поддельным. Во всяком случае, теперь доказать что-либо со 100% гарантией не представляется возможным.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #26 : 26 01 2012, 21:59:37 »

"...Святитель Агафангел (правда, не один, а вместе с целой группой иерархов) указывал Заместителю в феврале 1928 года, что его Синод составлен «из людей случайных, доверием епископата не пользующихся» (Акты... С. 573).


"...Можно проиллюстрировать это на примере истории запрещения в священнослужении ленинградских «иосифлян». 15 декабря 1927 года Е. А. Тучков писал на секретном донесении из Ленинграда: «Сообщите, что мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиционных] епископов, а Ерушевич <имеется в виду епископ Петергофский Николай (Яру-шевич)> после этого пусть запретит некоторых попов». В полном соответствии с этим обещанием Тучкова своим ленинградским «коллегам», 30 декабря 1927 года митрополитом Сергием и его Синодом было принято следующее определение: «1) <...> Преосвященных Гдовского Димитрия и Копорского Сергия на основании 13—15 прав[ил] Двукратного Собора, запретить в священно-служении. 2) Предоставить Преосвященному Петергофскому на протоиереев Василия Верюжско-го, Никифора Стрельникова и др. клириков, порвавших молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием и Временным при нем Патриаршим Священным Синодом наложить запрещение в священнослужении впредь до их раскаяния» («Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1927—1928 годы / Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина // Богословский сборник. Вып. 10. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 369—370).

В последующие годы ситуация стала еще более тяжелой. Так, в августе 1929 года Е. А. Тучков характеризовал положение Заместителя следующим образом: «Митрополит Сергий по-прежнему всецело находится под нашим влиянием и выполняет все наши указания. Им посылается запрос митрополиту Евлогию с требованием объяснений по поводу панихиды по расстрелянным. Сергий готов сместить его и заменить любым кандидатом по нашему указанию. Сергиевским синодом выпущен циркуляр епархиальным архиереям с возложением на них ответственности за политическую благонадежность служителей культа и с предписанием репрессирования по церковной линии за а/с. деятельность. Сам Сергий также приступил к этому репрессированию, увольняя виновных попов. Мы намерены провести через него указы: 1) о сдаче некоторых колоколов в фонд обороны страны и 2) о запрещении говорить тенденциозные проповеди с указанием тем, которые он разрешает затрагивать (темы догматические и богословские)». «Хотя Е. Тучков в своих докладах и был склонен преувеличивать свои заслуги, — замечает Д. В. Сафонов, обнаруживший процитированный документ в одном из фондов Центрального архива ФСБ, — но тем не менее, приведенный отрывок ярко характеризует то положение, в котором оказался митрополит Сергий после подписания "Декларации "»(«Завещательное послание» Патриарха Тихона и «Декларация» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия //http://www.pravoslavie.ru/archiv/patrtikhon-zaveschanie3.htm).

"...Более церковное наименование «правой» оппозиции митрополиту Сергию — движение «непоминающих» (не поминающих за богослужением власти и самого Заместителя). Это второе наименование, однако, не вполне эквивалентно первому. С одной стороны, не все противники «сверхгибкой» политики Заместителя, разорвавшие с ним молитвенно-евхаристическое общение, именовали себя «непоминающими» (поскольку само по себе непоминовение как форму протеста они считали недостаточным), а с другой, — не все «непоминающие» шли на полное отделение от митрополита Сергия (бывали даже и такие, которые благословение не поминать Заместителя испрашивали у своих правящих архиереев, самим же митрополитом Сергием назначенных и ему подчинявшихся). Таким образом, к наиболее радикальным оппонентам Заместителя наименование «непоминающие» применимо с оговоркой, также с оговоркой могут быть названы оппозицией наиболее умеренные из «непоминающих».

Существует и еще одно наименование «правой» церковной оппозиции, первоначально употреблявшееся следственными органами, а ныне весьма активно используемое некоторыми авторами, пишущими на церковно-исторические темы1. Это третье наименование — «Истинно-православная церковь», сокращенно — ИПЦ."
-------------------------------------------------

Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #27 : 27 01 2012, 13:58:55 »

Постановление митр. Сергия и Синода при нем от 14 июля 1927 года № 95:
«1. Предложить Управляющему Русскими церквами в Западной Европе Преосвященному митрополиту Евлогию, а чрез него и всем заграничным русским Архипастырям и прочим священнослужителям дать письменное обязательство в такой форме: "Я, нижеподписавшийся, даю настоящее обязательство в том, что, ныне состоя в ведении Московской Патриархии, не допущу в своей общественной, в особенности же церковной деятельности ничего такого, что может быть принято за выражение моей нелояльности к Советскому Правительству ".
2. Отказавшиеся исполнить условие, указанное в п. 1, или до 15-2 сентября с. г. не давшие ответа на настоящее предложение, а равно и нарушившие принятое на себя обязательство, увольняются от должности и исключаются из состава клира, находящегося в ведении Московской Патриархии» (Церковный вестник Западно-Европейской епархии. (Париж). 1927. 9/22 сент. № 3. С. 4-5).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #28 : 27 01 2012, 14:01:25 »

"...Если теперь попытаться очертить круг наиболее известных представителей «правой» церковной оппозиции, то получится следующая картина.
Июльская Декларация митрополита Сергия и связанное с ней требование к заграничному духовенству дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому Правительству во всей своей общественной деятельности довольно быстро привели к волне отходов от Заместителя и Временного Синода при нем. Первым подобным образом отреагировал Архиерейский Собор РПЦЗ, заявив в своем окружном послании от 9 сентября 1927 года о прекращении сношения с Московской церковной властью.
В пределах СССР первым из епископов, кто порвал отношения с митрополитом Сергием по причине несогласия с принятым им курсом церковной политики (политики, диктуемой ОГПУ), был, по всей видимости, епископ Старобельский Павел (Кратиров). Такой вывод можно сделать на основании его письма «Церковь в пустыне».
(В этом письме, написанном в мае 1928 года, были такие слова: «В сентябре прошлого года (1927) один известный тебе грешный архиерей, не взирая на свое ничтожество, прервал молитвенное и всякое другое общение, как с м[итрополитом) Сергием, так и с активными последователями его, т. к. не мог уверовать в спасающую силу церкви-блудницы, а спустя 6—8месяцев великий сонм архиереев, во главе с тремя местоблюстителями и другими богомудрыми иерархами, также осудили Сергиевскую легализацию» («Дело митрополита Сергия». С. 450). Очевидно, что под «грешным архиереем» епископ Павел имел в виду самого себя.)
Отход епископа Павла, произошедший в том же сентябре 1927 года, однако, большого резонанса в церковной среде не вызвал.
Но месяц от месяца ситуация обострялась. Не меньшее возмущение, чем июльская Декларация, вызвал октябрьский указ митрополита Сергия о поминовении властей и одновременном частичном прекращении поминовения ссыльного духовенства. В результате, когда в конце того же 1927 года на разрыв с Заместителем пошел епископ Виктор (Островидов), он уже был активно поддержан значительной частью духовенства и паствы Боткинской и Вятской епархий"...
------------------------------------------
Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Введение.

http://krotov.info/history/20/1920/mazyrin_01.htm
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #29 : 27 01 2012, 14:09:26 »

"...Следующим громким отходом от Заместителя стал акт двух викариев Ленинградской епархии — епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина), — подписанный ими 26 декабря 1927 года, опять же при сочувствии значительной части ленинградского духовенства и мирян. Вскоре свою поддержку их действиям засвидетельствовал отрешенный за три месяца до того от Ленинградской кафедры митрополит Иосиф (Петровых). Так было положено начало организационному оформлению наиболее крупной ветви «правой» церковной оппозиции — «иосифлянства». «Иосифлянское» движение не ограничилось пределами лишь одной Ленинградской епархии, а распространилось и на севере, и в центре, и на юге страны. Особенно мощную народную поддержку оно получило в черноземной зоне, в частности, в управляемой епископом Алексием (Буем) Воронежской епархии. Широкое распространение «иосифлянства» на низовом уровне, с одной стороны, показывало его силу, но с другой, — таило и опасность инкорпорирования в него разногорода сомнительных, напоминающих секты, групп (вроде каких-нибудь«стефановцев» или «подгорновцев»).

6 февраля 1928 года об отказе признавать за митрополитом Сергием и его Синодом право на высшее управление Церковью заявили возглавляемые старейшим иерархом Российской Церкви, митрополитом Агафангелом, архиереи Ярославской епархии. Среди подписавших это обращение был и исполнявший некоторое время обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя архиепископ Серафим (Самойлович), а также и проживавший тогда в Ростове Великом митрополит Иосиф, его непосредственный предшественник на этой должности. Правда, позднее, 10 мая того же года, митрополитом Агафангелом и еще двумя епископами в разъяснение февральского акта было заявлено:«Принципиально власть Вашу как Заместителя не отрицаем». Но тут же следовала оговорка: «Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».

В мае 1929 года с заявлением о невозможности признания для себя обязательным к исполнению административно-церковных распоряжений, издаваемых митрополитом Сергием с участием его Синода, выступил один из самых авторитетных иерархов Российской Церкви — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Святителя Кирилла поддержал ряд епископов, единомышленных с ним.

К 1929 году основные отходы от митрополита Сергия в России состоялись. Одновременно с этим раскручивался маховик репрессий ОГПУ против «правых» оппозиционеров, и к 1930 году их открытая деятельность была практически полностью свернута"...

------------------------------------------------------------------
Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. Введение.

http://krotov.info/history/20/1920/mazyrin_01.htm
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 29   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!