Православный форум ИПЦ Калужской епархии
17 11 2019, 10:58:00 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 12 13 [14] 15   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Св. Предание об отношении к ереси и еретикам  (Прочитано 68735 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #195 : 14 08 2014, 13:13:12 »

«Вавилонские отроки научили нас исполнять свои обязанности, хотя бы и никто не радел о благочестии. Они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое» (свт. Василий Великий).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #196 : 04 10 2014, 16:25:39 »

Свт. Григорий Палама:

«Люди, не пребывающие в истине, не принадлежат и Церкви Христовой; и это тем более истинно, если они лгут о себе, называя себя и слывя пастырями и архипастырями; ибо мы научены, что христианство определяется не внешними проявлениями, а истинной и точной верой».
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #197 : 20 11 2014, 22:11:31 »

Св.Игнатий Богоносец :
"Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть"...
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #198 : 09 12 2014, 12:36:51 »

"...в единой Христовой Церкви не может быть разноверия, разномыслия в догматических вопросах. Не может быть разной веры, разного исповедания у паствы и ее епископа. Если епископ – открытый еретик, публично – словом и делом – учащий ереси то, и вся община, вся церковная организация, с ним связанная, все находящиеся с ним в церковном общении становятся соучастниками его ереси.

Будучи в сходных с нынешними условиях разгула ереси, прп. Феодор Студит прямо указывал игумену одного из монастырей, кем в церковном отношении становятся те, кто хотя и не разделяют образа мыслей явных еретиков, но и не разрывают с ними церковного общения: «Когда же еретическое нечестие открыто обнаружилось во время собора, то теперь следует и твоей осторожности вместе со всеми православными говорить смело, не имея общения с лжеучителями и не поминая никого из присутствовавших на прелюбодейном соборе или разделяющих образ его мыслей… Ибо Златоуст великим и громким голосом объявил врагами Божиими не только еретиков, но и вступающих в общение с ними. И если твоя твердость не устоит, то кто же спасется? Если тот, кто прежде совершенного обнаружения ереси дерзал силою Божиею, как святой, станет уклоняться теперь, после обнаружения ереси, то как другой осмелится подать голос? Если монашеский чин не вменит вся в уметы, т.е. монастыри и все находящееся в них, то как мирянин оставит жену, детей и все прочее? Поэтому, напоминаю, как наименьший брат и сын, не будем молчать, чтобы у нас не произошел вопль содомский, не будем жалеть дольнего, чтобы нам не потерять горнего, не будем подавать соблазна Церкви Божией, которая может состоять из трех православных, по определению святых, чтобы нам не быть осужденными судом Господним» (Письмо к Феофилу игумену).

Общее место в Предании Церкви, что ересь и кинония (церковное общение) – две вещи несовместные. Всякая ересь, согласно 1-му правилу Второго Вселенского собора подлежит анафеме, полному отлучению. Как можно пребывать в Теле Христовом, сохраняя единство таинств и молитвы с открытыми еретиками? Ведь еретики извергаются из Тела Христова и пребывают под клятвой уже в силу самой ереси – духовной тьмы, не совместимой со светом божественной благодати, просвещающей это Тело изнутри.

В Синодике в неделю Торжества Православия, содержащем анафематизмы на ереси и еретиков, подчеркивается, что через поминание, с одной стороны, и анафемы, с другой, земная Церковь только свидетельствует о божественном повелении провозглашать благословения тем, которые хранят установленный Духом Святым закон, и клятвы (анафемы) тем, которые сами их на себя наложили, отделившись через ересь от благодати, питающей Церковь: «…паче же божественным повелением, сочли мы праведным и должным начертати в сердцах братий, якоже на столпе некоем, из великих камней составленном и к приему писания устроенном, благословения, приличные хранящим закон, и клятвы ихже на ся возлагают беззаконнующии».

Невозможно, согласно св. отцам, причастие Божеству, единение с Ним, при сохранении совместной молитвы, общих таинств, евхаристического общения с еретиками. Ересь – движение ума мимо цели, к мысленному идолу, вместо реального Бога. Блуждание в области человеческих фантазий (и демонических «рекламных картинок», выражаясь уж совсем прямо и неполиткорректно), – не в благодати Божией. Так можно ли объединить, сделать совместным моление Богу и мысленным идолам, хотя бы они формально назывались теми же именами? Могут ли быть «средствами обожения» (св. Дионисий Ареопагит) «таинства», совершаемые в общине разноверных? Кому эти «таинства» приобщают? Чьим сопричастником становится причащающийся с явными еретиками?

Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», более тысячелетия уже являющимся эталоном православного вероучения, отвечает на эти вопросы предельно ясно: «Причащением же это таинство называется потому, что через него мы делаемся причастниками Божества Иисуса. Еще называется оно общением и воистину есть (общение) потому, что через него мы входим в общение со Христом и делаемся причастниками Его плоти и Божества; (с другой стороны) через него мы входим в общение и объединяемся друг с другом. Ибо все мы, так как от единого хлеба причащаемся, делаемся единым телом Христовым, единою кровью и членами друг друга, получая наименование сотелесников Христа (Еф 3, 6).

Поэтому, будем остерегаться всеми силами, чтобы не принимать причащения от еретиков и не давать им. Не дадите святая псом, говорит Господь, ни пометайте бисер ваших пред свиньями (Мф 7, 6), чтобы не сделаться нам участниками превратного учения и осуждения их. Ибо если (через причащение), действительно, бывает единение со Христом и друг с другом, то мы действительно объединяемся по свободному расположению и со всеми причащающимися вместе с нами; ибо объединение это происходит по нашему свободному расположению, не без нашего согласия. Вси едино тело есмы, потому что от единого хлеба причащаемся, как говорит божественный Апостол (1 Кор 10, 17)» (ТИПВ 4, 13).

Итак, предупрежденные о ереси, но, тем не менее, остающиеся в общении с еретиками и продолжающие с ними причащаться, тем самым по свободному расположению объединяются с ними в их служении мысленным идолам вместо Христа, становятся участниками лжетаинств и приобщаются в них духовной тьмы вместо божественного Света. «Ибо Златоуст, – процитирую прп. Феодора Студита еще раз, – великим и громким голосом объявил врагами Божиими не только еретиков, но и вступающих в общение с ними». Когда еретики доминируют и овладевают некогда православными храмами, а народ – вольно или невольно, сознательно или бессознательно, активно или пассивно – участвует в совершаемых ими молитвах и священнодействиях – крещениях, причащениях, венчаниях, отпеваниях, – то это, по выражению св. Василия Великого, становится для народа узлом единомыслия с еретиками (см. Письмо 35)".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=103490
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #199 : 09 12 2014, 12:37:50 »

"Мнимые таинства

Из всего сказанного выше очевидно, что, согласно Преданию, утверждения еп. Анастасия  о благодатности таинств, совершаемых в еретических организациях только «в силу их правильного совершения», мягко говоря, ошибочны, а, говоря прямо, являются экклисиологической ересью. Свт. Афанасий Великий прямо называл крещение ариан, имевших и формальное преемство хиротоний, и совершавших таинства в соответствии с церковным установлением (формально во имя Святой Троицы, а не во имя Ария), мнимым, имеющим только вид крещения: «…преподаваемое ими крещение, имеющее только мнимый вид, в действительности же нимало не вспомоществующее благочестию». Кроме внешнего сходства оно не имеет с крещением Церкви, рождающим в жизнь вечную, ничего общего: «…крещение, мнимо ими преподаваемое, есть иное и не истинное, хотя наружно произносят они по написанному имя Отца и Сына». Для рождения в жизнь вечную с правильным совершением чина крещения, с призыванием имен Отца, Сына и Святого Духа должна с необходимостью сочетаться и правильная вера и преподающих крещение, и крещаемых: «Не тот преподает, кто говорит только: Господи! но кто с этим именем соединяет и правую веру. Посему и Спаситель не просто заповедал крестить, но говорит: прежде научите, а потом уже крестите во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28, 19), чтобы от научения произошла правая вера, а с верою соединялось тайноводство крещения». И такая оценка относится не к одним лишь арианам, а ко всем без исключения еретикам: «И другие многие ереси, произнося только Имена, но мудрствуя неправо, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезною делают преподаваемую ими воду как скудную благочестием, почему окропляемый ими более сквернится нечестием, нежели омывается. Так и язычники, хотя произносят устами Божие имя, но обвиняются в безбожии, потому что не знают подлинно сущего и истинного Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа. Так манихеи, фриги и ученики Самосатского, хотя произносят Имена, но, тем не менее, суть еретики».

Напомню, эти слова писались свт. Афанасием во времена господства ариан, когда именно они были признанной властью официальной церковью, а православные оставались в меньшинстве. Но благодать Божия не подвластна земному административному ресурсу: «Напротив того, заблуждаясь в этом, жалкие люди пребудут, конечно, оставлены Божеством. Земная пышность не последует за ними по смерти их, и когда сего Господа, Которого отреклись они, увидят сидящим на престоле Отца Его и судящим живых и мертвых, тогда не возмогут призвать к себе на помощь кого-либо из обольстивших их ныне, потому что и их увидят судимыми и раскаивающимися в своих неправдах и в своем злочестии» (На ариан слово 2-е 42-43).

Если интерполировать логику свт Афанасия, что «во имя Сына» у ариан – это не во имя единосущного Сына Божия, а во имя мнимого тварного сына, каковым подлинный Христос не является (т.е. во имя мысленного идола), на современные ереси, получится тот же самый результат. «Во имя Сына» в несторианстве – означает во имя ипостасно разделенного псевдохриста, которого анафематствовали святые. «Во имя Сына» в монофизитстве – это во имя воображаемого существа, имеющего единичную сложную природу, которая мыслится раздельно от Церкви – Тела Христова. «Во имя Сына» в католицизме – это во имя измышленного опять-таки существа, будто бы, как причина, вместе с Отцом изводящего Духа, созидающего Церковь не на Петре, приносящем правое исповедание и передающим свое апостольское преемство всем право исповедающим Христа вслед за ним, а на выдуманном Петре, основавшем будто бы непогрешимую римскую кафедру, на которой Дух Истины будто бы получил постоянную земную прописку без возможности выписаться и переселиться. Не станем уж перечислять всевозможные «во имя» в протестантизме…

Для экуменистов все это – единый многоликий, многиименный, и многосущностный бог, тело которого – псевдоцерковь – существует в отрыве от догматов, в неведении и заблуждении. Заблуждение – норма в экуменической церкви неведующего, не просвещенного Духом Истины псевдохриста. Не будем останавливаться на этом подробно. «Внешних судит Бог». Но почему епископ, относящий себя к истинной Церкви, не различает имени истинного Бога от омонимов и созвучий? Какими мутными источниками руководствовался в своем исповедании еп. Анастасий, если св. отцы учат совершенно противоположно тому, чему учит свою паству он? В каких книгах он прочитал про благодатность еретических таинств, если книги святоотеческие говорят об обратном? «Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, потому что у них крещение — не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как и Симон [Волхв] был крещен, но не просвещен, равно такими же оказываются и они» (свт. Иоанн Златоуст. На слова: "В начале было Слово…" (Ин. 1, 1), 2).

Речь, конечно, не идет об абсолютной безблагодатности вне Церкви. Бог действует Своей благодатью, без сомнения, везде, но не везде одним способом. Как Творец, Вседержитель и Промыслитель он присутствует во всякой твари – и в разумной, и в неразумной, и в благих, и в злых. Он всем желает спасения, но не все следуют Его желанию, всех призывает к спасению, в Свою Церковь, но не все откликаются и следуют Его призыву. Но спасает, творит сынами Божиими по Своему собственному образу, образу истинного Сына Божия Иисуса Христа, Он только в Церкви, которая и есть тело воплотившегося Сына. Вне Церкви нет спасения, т.е. обожения, нет и средств обожения – таинств. Не совершаются таинства Божии во тьме неведения, в безразличии к Богу и Его Откровению, в религиозной всеядности. «Какое могут совершать священноводство, или какой Дух может сходить на священнодействия, совершаемые такими (людьми)?» – говорил прп. Максим Исповедник о «таинствах» безразличных к вере, но не безразличных к своему земному положению иерархов еретической государственной церкви того времени, принимавших в угоду власти то одно, то другое, противоречащее прежнему, исповедание".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=103490
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #200 : 09 12 2014, 12:38:57 »

"Одинаково с православными

В качестве подтверждения своего мнения о действительности еретических таинств, если они совершены по церковному чину, еп. Анастасий использует любимый аргумент экуменистов – практику чиноприемов из инославия в православие. Дескать, раз Церковь принимает из какой-либо ереси не через крещение, значит, признает совершенное в этой ереси крещение. Если принимает бывших еретических священников в сущем сане, значит, будто бы принимает их священный сан и все совершенные ими в ереси таинства. А значит, и в ереси присутствует Тело Христово, значит, и еретики – Церковь.

Но достаточно посмотреть на проблему пристальнее, чтобы увидеть, что в Предании Церкви вопрос о таинствах еретиков и вопрос чиноприемах – это два разных вопроса, не связанных между собой напрямую. Вопрос о чиноприемах – это вопрос о возможных способах приема из не-церкви в Церковь. Но это не вопрос оценки благодатности или безблагодатности таинств еретиков. Догматическая оценка «таинств» еретиков – вопрос акривии, вопрос о строгом законе церковного бытия, и он решен св. отцами и св. соборами однозначно: вне истинной веры нет Церкви, вне Церкви – нет таинств. Встречающиеся в церковной истории факты, по-видимому, исключающие этот закон, – это и есть в буквальном смысле слова исключения из правила, хотя и случающиеся по неведомым нам судьбам Божиим, но самого правила нисколько не отменяющие. Закон говорит, что отравленный ядом источник смертоносен. Но нам известны случаи, когда какой-нибудь счастливец, выпив, по-видимому, отравленной воды, остался жив. Как назвать логику, согласно которой из подобных случаев можно сделать вывод: раз он не умер, значит, вода не мертвая, а живая, и мы тоже будем ее преспокойно пить? Увы, подобной «логикой» страдают не только консерваторы из WO.

Ее несостоятельность видна уже на примере 1-го Канонического Послания св. Василия Великого. Конечно, можно быть снисходительным и не требовать, даже и от епископа, знания всех или хотя бы всех наиболее значимых церковных источников по догматическим и каноническим вопросам, но уж самые-самые основные из них, к каковым это Послание и относится, епископ знать обязан. Даже при поверхностном прочтении Послания налицо две тематические линии, о которых сейчас речь: 1) природа ереси и раскола, 2) способ приема из ереси и раскола в Церковь.

Рассуждая о природе ереси и раскола, св. Василий, упоминая св. Киприана Карфагенского, выражает принцип акривии и прямо говорит о прерывании у отпавших в ересь или раскол преемства церковной благодати (вопрос о точном времени утраты благодати при этом не ставится): «…хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось  законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование  духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать  другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали».

Но переходя к вопросу о приеме в Церковь обращающихся от ереси или раскола, св. Василий формулирует другой принцип, принцип икономии – допустимость смягчения строгости правила (при неизменности стоящей за ним догматической веры!) ради очевидной церковной пользы: ради обычая, ради назидания многих или общего благосозидания можно принимать еретиков и раскольников, не совершая над ними крещения (конечно, если то «крещение», которое они получили в ереси или расколе, принципиально не отличается от крещения, совершаемого Церковью,  по своей форме).

Однако ни у св. Василия, ни у других отцов Церкви нет и речи о том, что «таинства» еретиков действительно рождают в жизнь вечную, низводят дары Св. Духа, приобщают Богу, и что над еретиками их не нужно вновь совершать, потому что подаваемая таинствами благодать ими уже будто бы получена.

В 15-м правиле Двукратного Собора, ставшем едва ли не визитной карточкой отвергающих МП и вообще экуменическое мировое православие юрисдикций, есть очень важная деталь, на которую, между тем, мало кто обращает внимание. В заключительной части правила одобряются как достойные чести, подобающей православным, отделившиеся от епископов, открыто учащих какой-либо засвидетельствованной св. соборами или св. отцами ереси. И в качестве догматического обоснования этого отделения отмечается, что они тем самым еще до соборного рассмотрения дела «осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей». Вместе с тем, согласно православной экклисиологии, средоточием таинств в земной Церкви является служение православного епископа. Епископа, подчеркну, а не лжеепископа все же! Литургическое служение епископа действенно символизирует первосвященство Иисуса Христа, являет его в той конкретной общине, которую данный епископ возглавляет. Что же символизирует и являет собой служение лжеепископа?

«Повторение – мать учения», поэтому процитирую это правило еще раз: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Итак, ни о какой благодатности таинств в еретических сообществах, согласно учению Церкви, речи быть не может. И практика приема еретиков в Церковь не через крещение с догматическим вопросом о благодатности или безблагодатности таинств еретиков напрямую не связана, а относится к области икономии. Допустимость такого икономического приема в Церковь обусловлена не какой-то будто бы «остаточной» церковной природой инославных церквей, а исключительно пользой намеревающихся присоединиться к Церкви («ради общего благосозидания»), дабы не чинить им дополнительного препятствия в их благом намерении.

Об это недвусмысленно говорит прп. Анастасий Синаит: «Вопрос. Почему, когда еретики обращаются к кафолической Церкви, мы не перекрещиваем их?

Ответ. Если бы это было так, то не скоро человек отвратился бы от ереси, стыдясь быть перекрещиваемым. Кроме того, известно, что через возложение рук иерея и через молитву нисходит на людей Дух Святой, как то свидетельствуют Деяния Апостолов» (прп. Анастасий Синаит. Вопросы и ответы 14). На этот же принцип благосозидания указывает и прп. Никодим Святогорец, объясняя факт приема в Церковь иконоборческих клириков как клириков, без совершения над ними рукоположения: «Вселенский VII Собор, хотя и принял хиротонии еретиков-иконоборцев... и от них рукоположенных, не перерукоположив их заново..., но сие сделал домостроительно (по икономии) ради великого множества тогда присоединявшихся иконоборцев» (Толкованиe на Апостольское правило 68).

Но допустимость приема в Церковь по икономии ограничена определенной гранью, а именно степенью внешней сохранности в том или ином еретическом сообществе чинопоследований таинств, элементом которой является, в частности, и формальная преемственность от апостолов. По толкованию Зонары на 7-е правило II-го Вселенского Собора: «Эти еретики не перекрещиваются, потому что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестятся одинаково с православными». Вне Церкви, в ереси или расколе, эта формальная преемственность так и остается формальной, лишь внешним знаком, символом, утратившим связь с символизируемым. Но при присоединении к Церкви связь эта восстанавливается, символ становится действующим.

Так что надо бы понимать, что формально совпадающие с церковными словесные и обрядовые символы еретиков еще не означают совпадения самой благодатной реальности. «Нарекание прежняго заблуждения, – говорит 68-е правило Карфагенского Собора о принятии еретических клириков в Церковь «в сущем сане», –  не должно быти препятствием принятию их в чин клира,  когда они, приступив к вере, истинную Церковь признали своею, и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которыя, как явно есть, все истинны и святы и Божественны, и на которых утверждается все упование души, несмотря на то, что предварившая дерзость еретиков, безразсудно стремилась нечто предати противно под именем истины». Здесь, как видим, подчеркивается, что не только освящающие таинства, но и сама вера во Христа возможны лишь в истинной Церкви. В ереси за формально теми же именами и формулами – мысленный идол вместо реального Бога, нечто противное под именем истины. Здесь уместно вспомнить слова прп. Максима Исповедника, что таинство спасения заключается не в звукосочетаниях, но в умозрениях и делах (Послание 19)".

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=103490
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #201 : 02 02 2015, 12:29:43 »

"...Ожидания, что Московская патриархия исправит свои ошибки, в наше время непростительная наивность. Было довольно времени, побуждений и возможности разобраться в происходящем и понять, что и РПЦ МП, и другие Поместные Церкви мирового православия отступили от той Церкви, которую завещали нам хранить Святые Отцы. И было бы непростительным лукавством закрывать на это глаза.

Мы искренне и бескорыстно желаем верующим людям, остающимся в официальном православии, увидеть, наконец, всю фальшь той церкви, в которой они пребывают, осознать духовную опасность своего положения и набраться решимости совершить, подобно святым новомученикам и исповедникам XX в., исход из духовной «египетской тьмы» в землю обетованную Христовой Церкви.

«...Выйдите из среды их и отделитесь, Говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сыновьями и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6,17-18)".

http://ortho-hetero.ru/index.php/doc-aecum/1668
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #202 : 01 03 2015, 10:06:13 »

Святитель Григорий Палама

Мы "веруем в Бога" и "веруем Богу"; эти понятия не являются тождественными. Потому что "веровать Богу" означает считать Его обетования по отношению к нам, незыблемыми и истинными; "веровать" же "в Бога" заключает и себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и другое; и в том и в другом истинствовать; и то таким образом иметь, чтобы быть уверенными (в обетования Божия нам) более, чем если бы даже своими глазами видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Которого, наша вера, и будучи верными, таким образом быть оправданными. Ибо говорится: "Верова Авраам Богови, и вменися ему в правду" (Рим.4:3).
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #203 : 28 04 2015, 08:35:22 »

«Как же поступить православному христианину, когда какая-нибудь частица Церкви отсечется от общения со всеобщей верой? Как иначе, если не предпочесть зараженному и поврежденному члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покуситься пятнать не частичку уже только Церкви, но всю вместе Церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности узнана будет погрешность двух или трех человек или одного какого-нибудь города, или даже одной какой-нибудь области? Тогда он всемерно должен постараться - безрассудству или невежеству немногих, где бы ни были они, предпочесть решения древле-всеобщей Церкви вообще. А если что-нибудь таковое откроется там, где нельзя найти такого решения? Тогда он должен постараться сличить между собой и обсудить собранные мнения предков, тех только, которые, хотя (жили) в разные времена и в разных местах, но непременно пребывали в вере и общении с единой кафолической Церковью и были уважаемыми учителями, и если дознает что, касательно возникшего вопроса, не один только или двое, но все вместе единодушно содержали, передавали в письмени, сообщали живым голосом открыто, часто, твердо, то пусть уразумеет, что этому должно верить без всякого сомнения». Св. Викентий Леринский.
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #204 : 13 06 2015, 12:36:22 »

Рассматривая сие великое дело Божие, я имею в виду - все видимое творение, мы хвалим его и восхищаемся им; но и еллинские (языческие) мудрецы также хвалят его и восхищаются им; но мы это делаем во славу Создавшего, а они - противно славе Создателя. Потому что несчастным образом они "послужиша твари паче Творца (Рим.1:25). Так и мы растолковываем пророческие и апостольские и отеческие слова, но делаем это на пользу людям и во славу Духа, вещавшего чрез Пророков и Апостолов и Отцев. Берутся растолковывать их и вожаки ересей, появляющихся в дурные времена, но делают это во вред убежденных ими и в отклонение от Истины, сущей в Благочестии (Православии), пользуясь словами Духа против Духа. И самое, вот, слово Евангельской благодати, которое - возвышено и отвечает старческому слуху и разумению, богоносные Отцы наши своими устами сглаживают трудности понимания его, и делают доступным и для нас, несовершенных. Как чадолюбивые матери, разминая зубами более твердую пищу, делают ее пригодной и легко-приемлемой для еще грудных младенцев, поскольку и влага, находящаяся в устах матерей по плоти, становится пищей для детей; так и мысли, сущия в сердцах богоносных Отцев, становятся пригодной пищей для душ слушающих и верующих людей; уста же дурных и злочестивых людей исполнены - смертоносного яда, который, когда примешивается к жизненосным словам (Св. Писания), делает и их смертоносными для тех людей, которые безрассудно слушают (еретиков). Потому станем бежать от тех, которые не принимают святоотеческих толкований, но пытаются сами от себя вводить противоположное, и притворствуя, что почитают слова Св. Писания, на самом деле отвергают благочестивое понимание; да, будем бежать от них больше, чем кто бежит от змеи; потому что змея, укусив тело, предает смерти то, что - временное, отделив бессмертную душу; а эти (еретики), захватив зубами самую душу, отделяют ее от Бога, в чем и состоит вечная смерть бессмертной души. Итак, всеми силами будем бежать от таковых людей, и притецем к советующим то, что - благочестиво (православно) и спасительно, как созвучное Отеческим преданиям.
Святитель Григорий Палама
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #205 : 21 08 2015, 22:02:58 »

Первое необходимое условие для молитвы.

"От желающих приступить к Царю царей Он требует благоугодных Ему образа мыслей и сердечного настроения, того образа мыслей и того сердечного настроения, при посредстве которых приблизились к Нему и благоугодили Ему все праведники Ветхого и Нового Заветов (Лк.1:17). Без этого образа мыслей и сердечного настроения доступ невозможен, попытки и усилия к доступу тщетны.

Желающий приступить к Богу и усвоиться Ему постоянным пребыванием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? В точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской? Если кто «Церковь преслушает, — сказал Господь ученику Своему, — буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф.18:17), чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды к Богу, в состоянии отчуждения от Бога?"

Святитель Игнатий Брянчанинов. О молитве. ст. 2 Т. 1
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #206 : 12 09 2015, 21:23:27 »

"Ты видел, забракованные камни были выброшены из башни и преданы злым духам, и башня так очистилась, что казалась вся высеченною из одного камня; такою будет и Церковь Божия, когда она очистится и будут изринуты из нее злые, лицемеры, богохульники, двоедушные и все виновные в различной неправде; она будет единое тело, единый дух, единый разум, единая вера и единая любовь, и тогда Сын Божий будет торжествовать между ними и радоваться, приняв Свой народ чистым."
(св. Ерм, "Пастырь")
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #207 : 26 03 2016, 11:45:03 »

Алексей Зайцев. Преподобный Федор Студит

https://www.youtube.com/watch?v=xxUfYaCkR-4
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #208 : 05 02 2017, 13:12:46 »

 св. Игнатий Брянчанинов:

"Святые Отцы завещавают избирать наставника непрелестного, непрелестность которого должна познаваться по согласию учения и жительства его с Священным Писанием и с учением Духоносных Отцов [61]. Они предостерегают от учителей неискусных, чтоб не заразиться их лжеучением [62]. Они повелевают сличать учение учителей с учением Священного Писания и святых Отцов, согласное принимать, несогласное отвергать [63]. Они утверждают, что не имеющие очищенного душевного ока и не могущие познавать древа по плоду, признают учительными и духовными тщеславных, пустых и лицемеров, а на истинных святых не обращают никакого внимания, находя их не знающими ничего, когда они молчат, — гордыми и жестокими, когда говорят [64]. Рассмотри все Священное Писание: увидишь, что в нем повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писания Отцов: увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют упражнение молитвою Иисусовою, называют ее оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле [65], называют ее Богоданным, неотъемлемым наследием, одним из окончательных и высших завещаний Богочеловека, утешением любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным [66]. Наконец обратись к законоположению православной Восточной Церкви: увидишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвою Иисусовою [67]. Что же значит пред единогласным свидетельством Священного Писания и всех святых Отцов, пред законоположением Вселенской Церкви о молитве Иисусовой противоречащее учение некоторых слепцов, прославленных и прославляемых подобными им слепцами".

http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=775#54
Записан
АМС
Совет форума
Старец
*******

Мытарства: 3
Офлайн Офлайн

Сообщений: 842


« Ответ #209 : 05 02 2017, 13:14:00 »

св. Игнатий Брянчанинов:

"Неведение может быть извинено на Суде Божием гораздо удобнее, нежели упорное предубеждение и основанные на нем возгласы и действия. Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово [70]; тем страшнее отчет за слово и слова хульные на основной догмат христианской веры. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата, и принадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического".

http://pravbeseda.ru/library/?page=book&id=775#54
Записан
Страниц: 1 ... 12 13 [14] 15   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!