Православный форум ИПЦ Калужской епархии
19 02 2019, 09:44:53 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
  Сайт   Начало   Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : 11 11 2018, 11:04:27 
Автор АМС - Последний ответ от АМС
Архиепископ Серафим (Самойлович) (+9 ноября 1936)

Возлюбленным о Господе Архипастырям, пастырям и пасомым

Православной Российской Церкви.

К нам часто обращаются с вопросами: что делать нам и чем руководствоваться в дни нашей церковной скорби и общего шатания умов, когда «восстают лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24,24)?

Мы руководствуемся в нашем смирении Православной Христианской совестью и преданностью Собору Православной Российской Церкви 1917-18 гг., почившему Святейшему Патриарху Тихону, Патриаршему Местоблюстителю Высокопреосвященному Петру, Митрополиту Крутицкому и тем страдальцам за истину Христову, которые отметают декларацию (1927 г. 16/29-VII) м. Сергия и все последующие его распоряжения. Не раз мы и многие обращались к митрополиту Сергию с увещанием, но он не прекращает своей гибельной для Церкви деятельности, от чего иные чада Церкви Православной страдают, болезнуют, а иные смущаются прещениями, налагаемыми м. Сергием на противников его церковной политики.

Посему мы считаем своим долгом поведать всем верным по нашей Архиерейской совести, что все прещения, наложенные и налагаемые т. наз. заместителем Патриаршего Местоблюстителя м. Сергием и его так наз. вр. Патр. Синодом, — незаконны и неканоничны, ибо м. Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши ее «олигархической коллегией», попрали внутреннюю свободу Церкви, уничтожили самый принцип выборного начала епископата, принесли много страданий Церкви Божией, заменили на кафедрах многих епископов своими единомышленниками, а противных им лишили общения с их верными паствами, болезнующими со своими страдальцами и мучениками за Истину Христову. Весьма трогает и умиляет нас, что паствы, лишенные общения со своими Архипастырями и Пастырями, годами ждут их возвращения, дабы с ними, вернувшимися в их братские объятия, прославить Имя Божие, дивное во святых своих, и воссоздать славную Церковь Божию.

В части административной, по управлению церковными делами, мы рекомендовали бы всем верным о Господе принять к руководству воззвание почившего Высокопреосвященного Агафангела, митрополита Ярославского, от мая 1922 г. и наш циркуляр от 16/29 дек. 1926 г., обращаясь в крайней нужде к Высокопреосвященному Митрополиту Иосифу (Ленинградскому), от которого мы восприяли 16/29 декабря 1926 г. права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и с которым мы находимся в одинаковом ссыльном положении.

Обратиться к вам, возлюбленные о Господе Архипастыри, Пастыри и все верные чада Церкви Христовой, с настоящим словом нас, помимо высказанных уже оснований, побуждает также и передача нами прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя 25 марта — 7 апреля 1927 г. Высокопреосвященному Сергию, Митрополиту Нижегородскому, без всяких оговорок, по доверию к нему. Между тем, м. Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал. Это и понуждает нас, причастных к получению митр. Сергием прав Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, выступить на защиту попираемой им и иными прочими Истины Христовой и внутренней свободы Церкви Православной.

Благодать, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.

Смиренный Серафим, Архиепископ Угличский,

бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя.

7/20 января 1929 г.

Могилев. Буйнический монастырь

 2 
 : 04 02 2018, 14:15:44 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
170 глава Исихия в Славянском Добротолюбии Паисия Величковского: "…не мощно очиститися сердцу от скверных губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени. Аще ли же истинно сие, якоже зрю, да соединим имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть свет, те же тьма; и ово же есть Бог и Владыка, те же раби бесом".

в цитате из жития Серафима Саровского (М, 1851): "нельзя очиститься сердцу от скверных губительных помыслов без молитвы Иисусова имени. Если же это истинно, как я думаю, то соединим имя Иисусово с дыханием нашим. Ибо оно есть свет, а те (помыслы) тьма; оно -- Бог и Владыка, а те -- рабы бесов".

 3 
 : 21 09 2017, 11:14:27 
Автор АМС - Последний ответ от АМС
Виталий Шумило. «ПРЕТЕРПЕВЫЙ ДО КОНЦА» (Мф. 10,22). Жизнеописание новосвященномученика епископа Дамаскина (Цедрика) (+ 2/15 сентября 1937 г.). К 80-летию мученической кончины

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3592

 4 
 : 04 08 2017, 15:46:30 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
«О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою…»

(Мар Исаак Сирин. Беседа 5, о сокровенной молитве, 5).

 5 
 : 10 06 2017, 17:24:20 
Автор АМС - Последний ответ от АМС
Александр Солдатов про сергианство:

"...Я хотел коснуться догматики сергианства.
Во-первых, сергианство можно рассматривать как развитие имперской экклезиологии. Это учение о том, что Церковь представляет собой обязательно определенную вертикаль, внешнюю организацию, которая может сохраниться, только опираясь на государственную власть, на некую симфонию (симфоническое богословие и симфоническая экклезиология). На самом деле с православной точки зрения полнота Церкви – это евхаристическая община, то место, где присутствует Тело Христово – в разных смыслах и значениях этого слова. Сергий же, очевидно, понимал под Церковью бюрократическую организацию, которая может функционировать только в союзе с властью, пусть даже властью антихриста. В этом было искажение его экклезиологического сознания, которое, конечно, было неизбежным следствием синодальной эпохи, имперского богословия и имперского представления Церкви о себе самой.

Второй момент. Многие новомученики, святые, в авторитете которых мы нуждаемся для того, чтобы оценить ту или иную ересь, использовали словосочетание «ересь антихристианства» по отношению к сергианству. Их спрашивали: а в чем же все-таки богословское содержание этой ереси? Его трудно вычленить: в нем нет учения о природе во Христе, нет триадологии какой-то особенной и так далее. Укажите нам на богословское содержание этой ереси! Тогда они отвечали: а ересь тут состоит в том, что отрицается не какая-то «одна природа» или «одно лицо (одна ипостась)», а отрицается вообще Христос как Живой Глава Церкви. Ведь если Христос – Живой Глава Церкви, то одно из основных ее служений состоит в свидетельстве об Истине. А это оборачивается определенным дискомфортом: ведь земная жизнь Христа сопровождалась Его распятием и различными другими страданиями. Для Сергия же, очевидно, приоритетом было не свидетельство об Истине, а исполнение определенных ритуальных функций, сохранение Церкви как института чисто земного, который не связан с выполнением трансцендентных задач. Хотя, правда, сторонники сергианства говорят, что надо было сделать все, чтобы сохранить доступ к Чаше. Но существует ли Чаша в том пространстве, где нет Истины, грубо говоря, где происходит отречение от полноты свидетельства об Истине; где мы добровольно соглашаемся не говорить о самом главном для того, чтобы оставить второстепенное: оставить просто физическую Чашу, лишив ее благодатного наполнения?!

Важно еще один тезис рассмотреть: как сергианство перерастает в экуменизм. Сергианство – это форма такой пострелигиозной религиозности, феномен ХХ-ХХI века: когда религиозные организации, формально сохраняя какие-то свои атрибуты, свои функции, перестают быть религиозными по содержанию своего мировоззрения и, так сказать, того призыва, с которым они обращаются к своим последователям. В лучшем случае этот призыв носит общегуманитарный характер (или политический, патриотический), он лишен религиозного компонента как такового. Поэтому сергианство было, на мой взгляд, первой серьезной попыткой создать религию без религиозного содержания, религию только по форме. Причем это была сознательная установка: может, когда-то в истории такие прецеденты имели место, здесь впервые была сделана сознательная установка на то, чтобы религию лишить этого содержания. Естественно, Московская Патриархия потом без труда под давлением власти скатилась в экуменизм, который исходит из такой агностической установки, что Истина непознаваема даже в тех пределах, в которой церковное предание считает ее познаваемой. То есть в пределах нашей традиционной догматики, традиционного понимания Евангелия; что мы не настаиваем на том, что это понимание верное, потому что такое понимание вообще невозможно, никто ничего не может сказать определенного о Боге. В конце концов экуменизм приходит к выводу о том, что и бытие Божие невозможно утверждать определенно – тут тоже возможны определенные точки зрения, которые не должны мешать нам общаться, обращаясь к некоему высшему началу или среднему началу, или к человеку как божеству, и так далее. Таким образом, экуменизм – это следующий этап расцерковления религии, а первым этапом является сергианство. Это некий такой постмодернистский конструкт, который нуждается в более тщательном изучении: как религия может функционировать без религиозного содержания. Но мы видим, что она в ХХ веке, особенно в начале ХХI-го, очень успешно может функционировать: она нашла себе массу задач, не связанных с религией.

В общем, сергианство – это начало христианства без Бога и без Христа".

 6 
 : 06 06 2017, 12:31:15 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
Свт. Григорий Палама о вере:
"Однако задержимся еще на вере и отвечающем ей божественном и сладостном для христиан видении; на вере, носительнице евангельской силы, жизни апостольской, оправдании авраамовом; на вере, которою ныне начинается, которою заключается вся праведность и от которой «всякий праведник будет жить» (Рим. 1, 17), а отступник лишится божественного благоволения, ибо «без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11, 6); на вере, всегда избавляющей род наш от многоразличного блуждания и водружающей истину в нас и нас в истине, в которой никто нас не поколеблет, даже если объявит нас безумцами (Деян. 26, 24) за то, что силою истинной веры мы пребываем в сверхразумном исступлении, делом и словом свидетельствуя, что мы не «гонимы ветром любого учения» (Еф. 4, 14), но держимся единственного христианского познания истины и чтим простейшее, божественнейшее и поистине неблуждающее созерцание. Оставив пока будущее, заметим на бывшем от начала, как верою дается видение выше ума. «В вере разумеем, что веки устроены словом Божиим, так что не из явного возникло то, что видим» (Евр. 11, 3). Какой ум вместит, что вселенная возникла из совершенного ничто, причем лишь силою божественного слова? Ведь для умственных действий постижимо только то, что их никоим образом не превосходит. Недаром эллинские мудрецы, заметив, что уничтожающиеся вещи никогда не переходят в небытие, равно как из небытия никогда не возникает ничто из возникающего, сочли мир невозникшим и не имеющим окончания. Однако вера вознеслась над соображениями, выведенными из наблюдения тварных вещей, соединила нас с верховным смыслом и неподстроенной простой истиной, и мы поняли вернее, чем из доказательства, что вселенная создана не только из ничего, но и единственно словом Божиим. Что же такое эта вера? Природная или сверхприродная сила? Конечно, сверхприродная; оттого и «не может никто прийти к Отцу кроме как через Сына» (Мф. 9, 27; Ин. 10, 9), Который поставил нас выше нас самих, даровал нам обоготворяющую простоту и возвратил к единству Отца, Собирателя. Вот почему Павел «принял благодать обращения в веру» (Рим. 1, 5); вот почему «если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса и уверуешь в сердце твоем, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9); вот почему видевших и уверовавших в Живущего после смерти и Водителя вечной жизни (Ин. 20, 29) не видевшие и уверовавшие блаженнее, — ибо надмирными очами веры они увидели и почтили то, что непостижимо для разума, который, даже увидев такое воочию, не поверит сам себе." (Триады, 2.3.42)

 7 
 : 14 05 2017, 07:48:52 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
Митрополит Киевский Исаия Копинский об отвержении умного делания как причине грехопадения и усвоении его как причине восстановления
(он был незаконно смещен с кафедры Петром Могилой, по смерти предан забвению, его "Алфавит духовный" издавался в собрании сочинений Димитрия Ростовского):

"Первейшая заповедь Адаму в раю была такая: делать и хранить, то есть делать разумом, чтобы правильно разуметь, и хранить заповедание, чтобы не преступать его. Но поскольку он не делал разумом, то не сохранил заповедания, ибо от неделания умного прежде всего возросло в Адаме неверие – не веровать Богу, Который сказал и заповедал. Затем от неверия произошло преслушание и преступление, а от преступления – отпадение от Господней благодати и отлучение от Его Божественной любви" (Алфавит духовный 1.1.2).

"Итак, прежде всего подобает учиться не только внешнему труду, но и умному деланию, разуму и познанию. И всякий, научившийся разуму и познанию всех вещей, легко принимает и веру, сохраняет все Господни заповеди, уповает на Бога, любит Его всем своим сердцем и соединяется с Ним воедино, так что он весь пребывает в Боге и Бог в нем. Таковой прежде воскресения души и прежде жизни жизнь вечную наследует, дабы бессловесие смерти было побеждено жизнью разума и познания, ибо это, как сказано, жизнь вечная – это значит познать Господа, а смерть – не знать о Нем" (1.1.10).

 8 
 : 09 05 2017, 07:07:48 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
преп. Максим Исповедник

наиболее же пригодным для обитания Бога является один только чистый ум

"Если Бог не в рукотворенных храмах живет (Деян.17:24), то почему Он обитал в храме иудеев?

ОТВЕТ. Бог, премудро и соразмерно заботящийся об опекаемых [Им], первоначально руководил управляемыми посредством образов, сродных чувству, и вел их к истине, примешивая Себя ко всем [этим] образам, данным ветхому народу и совершая [таким образом] восхождение воспитуемых [к истине]. Поэтому Бог обитал в храме иудеев образно, а не истинно, описуя таковым обитанием в храме неизреченный совет всякого тайноводственного воспитания опекаемых. Наиболее же пригодным для обитания Бога является один только чистый ум; ради него [Бог] согласился построить образный храм, желая ум иудеев, откормленный дебелыми символами, наполнить нечувственными образами и извлечь его из материи. Но Бог увидел его непригодным для Своего обитания, поскольку [этот ум] был привержен к материи, несовместим [с Промыслом Божиим] и всецело сочувствовал тому, что природным образом сожительствует с ним.
Не ведая этого, иудей, умеющий только по [ложному] благочестию питать [свою] спесь высокомерием, справедливо лишается и образа, и злонамеренно отчуждает себя от истины" (Вопросоответы к Фалассию, 31).

 9 
 : 09 05 2017, 07:06:37 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
Ветхий (закон) и Новый (благодать) заветы

"...в нашей власти — состоять ли под благодатью Евангелия или под страхом закона. Ибо всякому необходимо по качеству своего действования пристать к той или другой стороне. Благодать Христова воспринимает превосходящих закон, а низших закон удерживает, как своих должников и повинных ему. Ибо виновный в неисполнении заповедей закона не может достигнуть евангельского совершенства, хотя бы и хвалился, что он христианин и освобожден благодатью Господа, но напрасно. Ибо следует считать еще состоящим под законом не только того, кто отказывается исполнять заповеди закона, но и того, кто довольствуется только соблюдением повелений закона и не приносит плодов достойных звания и благодати Христовой, в котором (звании) не говорится: приноси Господу, Богу твоему десятины твои и начатки (Втор 12, 6), но — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21); при этом по причине величия совершенства просившему ученику не позволяется и на короткое время отлучиться для погребения отца, и обязанность человеческой любви не предпочитается добродетели Божественной любви (Лк 9, 59—62)" (прп. Иоанн Кассиан. Собеседования 21, 7).

"В ком духовное чувство восприяло Самого Господа, …тому чтение псалмов, канонов, акафистов и тропарей делается затруднительным, а пожалуй в большей части и ненужным, потому что таковой, непосредственно предстоя лицу Божию умом в сердце своем, не может внимания своего ни на миг уклонить от сладчайшего Иисуса. То все есть ветхий закон и служит обучительным руководством; есть пестун и детоводитель ко Христу, имея только, по слову св. Апостола, одну тень грядущих благ, сокрытых во Христе, как и говорится о сем в чине Божественной литургии: "исполнение закона и пророков Ты еси, Христе" (Служебник)… И как говорит Апостол: кончина закона Христос (Рим. 10, 4)" (Схимонах Иларион. На горах Кавказа. СПб., 1998. С. 98).

 10 
 : 09 05 2017, 07:05:53 
Автор АЗ - Последний ответ от АМС
св. Марк Эфесский

"Замечено мною выше, что наше поведение управляется, обыкновенно, или умом, или чувством. Но так как чувство развивается у всех людей с самого детства, а ум, напротив, едва усовершается с продолжением времени, и то должен подкрепляться законами, поддерживаться занятиями, усиливаться опытами; то чувство, предварив пробуждение ума, показывает нам лишь то, что прекрасно или приятно для чувства, и таким образом рано приучает нас к удовольствиям, а наконец и совершенно порабощает себе и, далеко уклонив от ума, предает страстям, этим злым деспотам и жестоким тиранам. Притом, чувство развивается беспрепятственно, и есть общее всех достояние не только словесных, но и бессловесных существ; а ум в своем образовании встречает, особенно у простолюдинов, много разных препятствий… Посему-то у простого народа преобладает чувственное начало, которое, отвергнув ум, сообщающий вещам меру, располагает человека к неумеренности всякого рода. И от того-то большая часть людей, во всех состояниях, закосневает во грехах, поработившись страстям и пребывая в непрерывном рабстве" (Против тех, которые спрашивают: зачем Бог, сотворив человека ленивым на добро и удобопреклонным на зло, потом наказывает его за грехи, 17).

Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2011, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!